«Мы и наши маленькие волшебники!»: четыре рассказа двух авторов к Дню Победы

«Мы и наши маленькие волшебники!»: четыре рассказа двух авторов к Дню Победы

Cезон 22 года конкурса семейных рассказов, который проводят «Классный журнал», «Литературное агентство Софии Агачер» и Фонд «Живая книга», продолжают инженер- строитель, ветеран труда Ольга Яцунова из посёлка Тимирязево Ивановской области и воспитатель детского сада Ольга Леонова из села Кулешовка Ростовской области, приславшие на конкурс по два своих рассказа. Напоминаем, что ждём произведения и от детей, и от взрослых. Главное требование, чтобы рассказы были так или иначе связаны с семьёй или детством. Положение о конкурсе и порядок участия смотрите по ссылке.

«Мы и наши маленькие волшебники!»: четыре рассказа двух авторов к Дню Победы

Молитва о маме

…Не прошло и двух лет после снятия блокады, ещё не отменили продуктовые карточки: голод. Мама, как и я, с «алиментарной дистрофией» — крайней степенью истощения, — ещё не вернулась из института. А уже полночь! К тому, что не вижу её сутками, я привыкла: инженер-лейтенант Службы Пути, она всю войну была на военном положении.

В старейшем институте России – инженеров железнодорожного транспорта, куда маму направили от работы из Вологды, она была единственной женщиной с ребёнком на курсе. Это были знаменитые «инженерные курсы». За три года только что прибывшие с фронта разведчики и танкисты должны были пройти программу пяти лет. Бравые – вся грудь в орденах и медалях – они вызывали восхищение и уважение профессоров и студентов. Они почти не выходили из института: экономили силы: голодно. Но маму ждала в общежитии дочка – я. И ей приходилось иногда за полночь пешком переходить опасный мостик через Пряжку, потом по безлюдной набережной и переулку бежать к проходной общежития. Я не боялась оставаться вечером совершенно одна на нашем пятом этаже, я переживала за маму.

В тот вечер уже и суп из двух картошин, заправленный жареной луковицей, был готов и укрыт старым пальто до прихода мамы, и уроки давно сделаны, а её всё нет и нет. Я прикорнула на своём плетёном сундучке и, наконец, уморившись, заснула…

Подскочила от ощущения неотвратимого несчастья: мама умерла. Помню это безмолвное внутреннее сиротство: нет, нет моей мамы! Вдруг словно шепнули мне в ухо: молись! Плач души не имеет слов. Я ткнулась лицом в угол и на коленях стала мысленно жалобно упрашивать, умолять, уговаривать оставить живой мою маму. Ни одного молитвенного слова, кроме «Господи!» и маминого «Царица Небесная!» я не знала, но мне казалось, что пока я прошу и плачу – есть надежда. Долго и горько всхлипывала и молилась моя душа…

Вдруг – застучали каблучки по лестнице – мама! Юркнула снова на сундучок и притворилась спящей.

Никогда об этом я даже маме не рассказывала, словно это была тайна между мною и Тем, Кто услышал меня.

В ту ночь жизнь моей мамы действительно висела на волоске.

Граница времени

Этот день в любой жизни человека моего поколения, даже если она еле теплится в немощном теле, — единственный, потому что его бережно хранит память от раннего утра до ночного салюта. Это 9 мая 1945 года – День Победы.

Я хочу подарить его вам… глазами и сердцем очевидца, семилетней девочки, увидьте его пожалуйста, я не хочу с ним расставаться никогда…

Было сумрачно в большой комнате, где спали мы с тётей Лидой. «Почему я проснулась?» — спросонья не могла сообразить, потому что спала всегда крепко. Слышу – позывные по радио: «Ши-ро-ка… стра-на… моя… род-ная…» И – пауза. Послышалось? Ведь на часах – около четырёх, ранища! Вскоре снова: «Ши-ро-ка…» Значит, точно – «Важное сообщение». Но почему, неужели опять воздушная тревога?! Еле дождалась знакомого голоса диктора Юрия Левитана. Это действительно важное сообщение – о какой-то капитуляции, о том, что где-то что-то подписали… И наконец, понятное:

— Победа, товарищи! – привычно грозный голос Левитана уже не узнать, он ликующе рвётся из чёрной круглой тарелки, висящей у двери, рядом с моей кроватью. И опять – тишина.

«Победа, победа!» — размышляла я, лёжа в постели: значит «наши доблестные войска столкнули в пропасть фашистскую гадину!» Я до мелочей запомнила большой плакат в общежитии медицинского техникума – на нём наши солдаты штыками сталкивают в ров огромного многоголового змея, жуткого и противного. «Вот, наконец, закололи, столкнули, победили!»

Я понимаю ваше просвещённое недоумение, мои дорогие. Вы же видите кинофильмы о войне, читаете книги о подвигах героев, смотрите передачи по телевизору… А тогда, в сорок пятом, кино нам не показывали, книги ещё не были написаны, телеки вообще не были ещё изобретены…

Нет, ваша бабушка не была совсем уж неграмотной девочкой. С середины войны, с

пяти лет я писала печатными буквами письма на фронт папе и читала его коротенькие ответы, написанные между боями, фронтовые треугольнички. Но за всю войну я не видела ни одного живого немца, мы с мамой чудом вырвались из-под Ленинграда. По радио я слышала, как сжигали дома с запертыми в них людьми, как вырывали младенцев из рук матерей, мучили стариков, — разве могли это делать люди?! Образ врага в моём воображении рисовался со слов: «Загоним врага в его звериное логово», «уничтожим фашистскую нечисть»…! Когда через три месяца после Победы мама увезла меня в Вологду, я мчалась из школы мимо военнопленных, зажав рот обеими руками, чтобы меня не вырвало от отвращения. Видите – у детей зверства врага вызывали ужас, у взрослых – ненависть. И я хорошо помню потрясение от внезапного открытия. К нам в квартиру постучался военный в шинели и что-то просил, показывая руками: «Золь, золь!» Взрослые поняли – он просит соли. Значит, это люди, они тоже едят? Они – как мы?!

…За окном стало светлее, стрелки часов приближались к пяти, а я всё не осмеливалась разбудить тётушку… Она проснулась от звона стекла – во все огромные окна бешено молотили девичьи кулачки:

– Лидия Ивановна-а! По-бе-да! Скорее выходите!

Терраса, обрамлявшая фасад, увешана и облеплена девчонками, завтрашними медсестричками. Они тоже плачут и смеются одновременно, размахивая красными платками, шарфами, лоскутками. Вся широкая мостовая, соединяющая наше крыльцо с общежитием, заполнена молодёжью, размахивающей флагами, портретами вождя. Впереди всех со знаменем в руках – моя «няня» — завхоз училища Татьяна Малофеевна. Маленькая ростом, как все здешние аборигены (лопари, коми…), она ходила, широко расставив в стороны коротенькие руки, переваливаясь «уточкой». По походке я её всегда узнавала, когда она шла по мостовой проводить со мной долгие зимние вечера: топить печи, запекать в них мелкую, как горох, картошку, а потом часами чистить её, рассказывая истории из своей жизни. Мы любили друг друга. Царствие ей Небесное – она давно уже умерла. А тогда она одна отвечала за всё, чем жили десятки девочек, вчерашних школьниц, завтрашних санитарок и медсестёр, которые добровольно поедут на фронт спасать раненных наших солдат. Размышляя о том дне, я сейчас только поняла двойную радость моих взрослых подружек: Победа – это не только значит, что враг побеждён, это значит – им не придётся воевать, ползать по окровавленному полю боя между живыми и мёртвыми, отыскивая раненных, взваливать их на слабые свои плечи или тащить на плащпалатках в медсанбат… Их уже не ранят и не оставят на всю жизньл калеками эти побеждённые враги. Потому что ВОЕННОЕ время кончилось! Потому что опять наступило МИРНОЕ время! В День Победы, 9 мая 1945 года прошла граница между этими двумя такими разными временами. Одно – носитель смерти, ужаса и ненависти, несправедливости одних и «ярости благородной» — других. Второе – время надежды, возрождения, расцвета и любви, заживления ран и горечи, время обновления, — мира. К этому трудно было сразу привыкнуть, осознать, поэтому все и плакали, и смеялись одновременно.

… Тётя Лида надела свой парадный довоенный наряд, а я свою новую американскую юбочку. Когда давали за доблестный труд подарки от «второго фронта», — тётя выбрала не для себя – для меня, я ведь выросла из всего за войну. Мы вышли на крыльцо. Меня схватили на руки, стали подкидывать как мячик, и я долго «летала» над смеющимися лицами. А тётю Лиду облепили и зацеловали девчонки, не боясь уже её строгости, и бережно подхватив под руки, повели впереди колонны к зданию Маймаксанского медицинского техникума и больницы. Все старались попасть в такт её ковыляющей походки…

Уходила от нас война. Летом вернулся с фронта мой отец, и меня увезли в Вологду.

Но то утро сорок пятого так и стоит всю жизнь перед глазами: позывные Москвы – рыдания тёти у моей постели – стук во все окна и – я, «летающий мячик» над головами счастливых «сестричек».

Об авторе

Ольга Яцунова родилась в Карелии, под Медвежегорском, где её родители строили посёлки вдоль железной дороги Ленинград-Мурманск. Война застала на станции Хвойная, под Ленинградом: Ольге было около четырёх лет, ее маме 23, папе 26. Отец Ольги, Яцунов Александр Николаевич, с первых дней и до окончания воевал на Волховском, Карельском и Ленинградском фронтах рядовым, сапером, снайпером, разведчиком, комбатом. Мама, — Елена Ивановна Лимина, успела эвакуироваться с Ольгой в Вологду, где всю войну была на военном положении, работая в Управлении Северной ж.д. Сразу после войны её командировали в Ленинград на трёхгодичные инженерные курсы. До окончания войны Ольга жила у тёти, маминой сестры. Научилась с 4-х лет писать письма отцу и читать его солдатские треугольнички. Эта привычка писать сохранилась на всю жизнь: школьные стенгазеты, институтская многотиражка, областные и центральные газеты («Советская Россия», «Известия»), внештатным автором которых ей довелось быть. Мешки читательских писем с откликами побудили написать книгу «Не такая, как все?» Это материнская исповедь. Замужем Ольга Александровна 56 лет. Работала инженером-строителем с мужем в Магадане, на Чукотке, в Якутии, Ольга Яцунова живет в настоящее время в Ивановской области в пос. Тимирязево, сейчас живёт в посёлке Тимирязево Ивановской области. Две дочери, семь внуков и внучек, есть уже правнуки. Вот для них Ольга и пишет. Дети должны знать свою родословную и чтить предков.

«Мы и наши маленькие волшебники!»: четыре рассказа двух авторов к Дню Победы

Ольга Александровна Яцунова (справа) с мужем, дочерьми и внуками

Дедушка

В семье Бочаровых есть традиция в предверии праздника Дня Победы доставать из шкафа семейный альбом и, собрав всю семью за столом, рассматривать фотографии и рассказывать о наших предках интересные и достойные истории из их жизни.

Когда началась война, деду по маминой линии, Борису Фиштейну было всего семь лет.

Отец Бориса, Моисей Борисович, как и у всех мальчишек того времени, был на фронте. Мать его, Анна Михайловна, образованная женщина, знающая несколько иностранных языков, была эвакуирована вместе с малолетним сыном Борей. Она работала в госпитале с утра и до позднего вечера, а юный Борис оставался на домашнем хозяйстве.

Как- то дедушка поведал своей внучке, моей маме, такие истории:

Каждый день ходил я к матери на работу в госпиталь, преодолевая около пяти километров. Мать интересовалась, как дела, а потом через окно давала тарелку борща или дымящуюся кашу.

Мама, вытирая слёзы, улыбалась, глядя, как я быстро съедаю всё до последней крошки.

Самым сложным испытанием для меня была не длинная дорога домой, а ожидание возвращения матери.

Только потом, спустя годы, я понял, что мама отдавала мне свой обед — свою порцию, предназначенную ей, работнику госпиталя.

Иногда мы с матерью попадали под бомбёжку. Как же было страшно: взрывы, грохот, дым… Мама всегда старалась меня укрыть своим телом или плащом, и каждый раз произносила: «Боренька!!!» и крепко обнимала меня, а я прижимался к ней.

Фотография

Однажды мы всей большой дружной семьёй собрались на день рождения дедушки Бориса Моисеевича. Стол накрыт, гости расселись, а дедушки всё нет.

Я заглянула в комнату, он сидел на диване и рассматривал фотографию, на которой было много женщин, мужчин и детей в нарядных одеждах.

– Дедушка, а это кто на фотографии?

– Я, – ответил дедушка, — это мой день рождения. На фото мне семь лет.

– А это кто? – не унималась я.

– А это вся моя родня…

В день моего рождения началась эвакуация, и пришлось поторопиться на корабль. Все родственники уже устроились с вещами на корабле, а я заупрямился и не хотел покидать свой любимый город, плакал, кричал, а потом вихрем помчался по трапу на берег. Мать побежала за мной. Сначала она просила меня вернуться, умоляла, потом кричала, но я ничего не хотел слышать. Тогда мать решила утащить меня силой на корабль, но я так крепко ухватился за ограждение, что она, взрослая сильная женщина, не смогла меня отцепить. Корабль с роднёй ушёл без нас, но далеко в море уйти не успел, был обстрелян с воздуха и уничтожен. Все погибли у нас на глазах…

Дедушка украдкой смахнул набежавшие на глаза горькие слезы.

Теперь мне стало понятно, почему дедушка Борис не любит и старается не отмечать свой день рождения.

Об авторе

Ольга Леонова – автор рассказов «Дедушка» и «Фотография», основанных на реальных событиях, рассказанных ей внучкой ветерана Великой Отечественной войны Бориса Моисеевича Финштейна – Мариной Бочаровой. Проживает в селе Кулешовка Ростовской области, работает воспитателем в детском саду «Лакомка» (на фото — слева). Любит читать, рисовать и участвовать в разных конкурсах с детишками.

«Мы и наши маленькие волшебники!»: четыре рассказа двух авторов к Дню Победы

 

О конкурсе и организаторах

Положение о конкурсе «Мы и наши маленькие волшебники!», в котором могут принимать участие и взрослые и дети, а также порядок отправки работ на конкурс, смотрите по ссылке, рассказы финалистов сезонов 2018-2019 гг можно прочитать по ссылке и в отдельном сборнике рассказов «Дети и взрослые детям и взрослым» на Ridero. Рассказы финалистов 2020 года смотрите по этой ссылке, с работами финалистов 2022 можно ознакомиться тут. Новые работы пятого сезона смотрите на сайте «Классного журнала» в разделе «Читать как дышать».

«Классный журнал» (http://classmag.ru) – современный журнал полезных развлечений для детей 7-13 лет, который издательство «Открытые системы» выпускает с 1999 года. Каждый номер «Классного журнала» содержит самую актуальную информацию для детей, которые любят его за разнообразие жанров, тем и рубрик. Комиксы, квесты, анекдоты, страшилки, детективы, сканворды, тесты, эксперименты и даже новости для детей — все это есть в «Классном журнале»! Издание рассказывает об окружающем мире, взаимоотношениях, науке, путешествиях, о животных, природе, загадках нашего мира, публикует интересные истории и обзоры детской литературы, а также настольные игры, в которые можно играть всей семьей!

В 2019 на V Всероссийском конкурсе детских СМИ «Волшебное слово» «Классный журнал» был признан «Лучшим журнал для среднего школьного возраста», в 2020 на 10-м Деловом форуме российских СМИ «Классный журнал» стал победителем конкурса «Маленький принц». А в 2021 году «Классный журнал» завоевал высшую награду — Гран-при — конкурса детских СМИ «Волшебное слово», то есть официально был признан лучшим детским журналом России. «Классный журнал» — дважды лауреат знака «Золотой фонд прессы» 1-й степени и дважды призёр международного конкурса «Золотое перо Руси».

Скачать для ознакомления 20 номеров «Классного журнала» и журнала для дошкольников «ПониМашка» можно по ссылке.

«Охотники» Бориса Алексеева на конкурс «Мы и наши маленькие волшебники!»

София Агачер (agacher.com), писатель, автор книги для семейного чтения «Рассказы о Ромке и его бабушке», создатель «Литературного агентства Софии Агачер». Врач, живёт и работает в Москве и в Чикаго. Считает, что книга – это живое существо, а игра – один из основных способов общения взрослых и детей. По её мнению, конкурс коротких рассказов «Мы и наши маленькие волшебники» тоже может стать увлекательной игрой для всей семьи, поскольку вместе можно не только читать, но и сочинять, рисовать и фотографировать.

«Охотники» Бориса Алексеева на конкурс «Мы и наши маленькие волшебники!»

Фонд поддержки литературной деятельности и сценического искусства «Живая книга» был создан в Москве в декабре 2019 года по инициативе группы волонтеров, объединившихся вокруг проекта Международного конкурса короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие волшебники» и Фестиваля детских и юношеских театральных коллективов «Живая книга», с целью их развития, финансовой поддержки и издания литературы для семейного чтения. С деятельностью Фонда «Живая книга» можно ознакомиться в социальных сетях: «Инстаграм» и «Фейсбук» Фонда по ссылкам.

Рассказы для семейного чтения от Нины Соловцовой из Москвы

См. также программу «Классное детство» на радио «МедиаМетрикс» , в которой София Агачер и член жюри конкурса «Мы и наши маленькие волшебники!», поэт, писатель, критик, драматург Лев Яковлев рассказали о том, для чего был придуман конкурс.


Поделиться: