«Мы и наши маленькие волшебники!»: «Коварная щука» и другие рассказы от писателя из Комсомольска-на-Амуре

«Мы и наши маленькие волшебники!»: «Коварная щука» и другие рассказы от писателя из Комсомольска-на-Амуре

Cезон 22 года конкурса семейных рассказов, который проводят «Классный журнал», «Литературное агентство Софии Агачер» и Фонд «Живая книга», продолжает писатель Антонина Бруштунова (Кухтина) из Комсомольска-на-Амуре, которая прислала нам четыре рассказа. Напоминаем, что ждём произведения и от детей, и от взрослых. Главное требование, чтобы рассказы были так или иначе связаны с семьёй или детством. Положение о конкурсе и порядок участия смотрите по ссылке.

«Мы и наши маленькие волшебники!»: «Коварная щука» и другие рассказы от писателя из Комсомольска-на-Амуре

 

Спасатели

В комнату вбежал взволнованный шестилетний Димка:

– Папа, папа, у нас на кухне кто-то в стенке скребётся и пищит.

– Что ты выдумываешь!

– Правда, правда! Пойдём, послушаешь!

Папа, с увлечением смотревший футбольный матч, нехотя поднялся с дивана и пошёл следом за сыном на кухню. Прислушались… Сначала было тихо, но потом действительно за вентиляционной решёткой послышалась какая-то возня и поскрёбывание. И вдруг совершенно отчётливо донеслось: «Чик! Чирик!».

–Слышишь? Слышишь? Пап! Там, наверное, воробышек застрял.

– Да что ему там делать? Дом девятиэтажный, а у нас седьмой этаж. Как же он мог там очутиться?

Но Дима не слушал:

– Папа! Папочка! Его надо спасти! Там так темно и страшно! Он погибнет в стенке!

Папа, конечно, уже догадался, что случилось. На крыше каждого многоэтажного дома находятся так называемые вентиляционные трубы, выходящие из стен домов. В студёное зимнее время на краях этих труб кучками сидят воробьи. Воздух-то из дома намного теплее, чем на улице, вот они и греются там. Видно, этот бедолага тоже решил погреться да задремал или друзья-товарищи нечаянно столкнули. Вот и упал он в эту трубу, растерялся, да и падал два этажа, а на седьмом отчаянно вцепился коготками во что-то и не знает, что дальше делать. Труба узкая и тёмная – назад не вылететь, а падать вниз что-то не хочется. Вот и цепляется отчаянно, чирикает, зовёт кого-нибудь на помощь.

– Пап, пап! Скорей разбери стенку! Он ведь упадёт и разобьётся!

– Ну, знаешь ли, если я разберу стенку, то у нас и дом может рухнуть, всех нас тут же раздавит. Ладно, мы сделаем по-другому.

Отец достал инструменты и начал осторожно выковыривать вентиляционную решётку из стены. Услышав рядом посторонние звуки, воробьишка примолк, но всё время слышалась возня, видимо, он изо всех сил старался удержаться, чтобы не провалиться вниз. Затаив дыхание, мальчик напряжённо следил за действиями отца:

– А если ты не успеешь, и он упадёт? Что тогда?

– Не знаю…

– Может, сказать соседям снизу, чтобы они тоже выковыряли решётку? – чуть не со слезами спрашивал Димка.

– Подожди, подожди с соседями. Да и вряд ли они нас поймут.

Отец осторожно достал решётку и сунул руку в отверстие. Воробей оказался немного ниже, и отцу пришлось забраться повыше, чтобы засунуть руку подальше.

Изловчившись, он всё-таки подхватил несчастную птаху и благополучно вытащил её.

– Держи, спасатель!

Отец осторожно переложил живой комочек в ладошки сына. Вдруг воробышек встрепенулся и, сердито пискнув, взлетел на кухонный шкаф. Минут десять он, жалкий и растрёпанный, сидел неподвижно, недовольно рассматривая собравшихся внизу домочадцев. Потом задорно чирикнул, расправил-пригладил пёрышки и… полетел по комнатам. Все облегчённо вздохнули: жить будет.

…Одевшись потеплее, отец и сын вышли на улицу. Отец торжественно передал недовольно чирикающего воробьишку Димке. Тот распахнул ладошки и дрожащим голосом сказал:

– Лети, глупенький!

Потом повернулся к отцу:

– Пап, а мы с тобой спасатели, да?

– Наверное, – ответил отец, думая о том, что футбольный матч давно закончился, а он даже счёта не знает. А теперь ещё надо раствор разводить, заделывать вентиляционную решётку, забеливать стенку. Мальчик немного помолчал и продолжил свою мысль:

– Мы спасатели, потому что его спасали. Но мы ведь его спасли, значит, мы и его спасители.

– Хм, получается, что так, – удивлённо хмыкнул отец и ласково поглядел на сына.

Коварная щука

Утром дедушка с папой приехали с ночной рыбалки. Довольные уловом выложили в таз несколько больших пятнистых щук, поставили таз на широкую чурку возле кашеварки и пошли завтракать. Они своё дело сделали, дальше щуками займётся бабушка.

Трёхлетняя Алёнка с изумлением рассматривала огромных пятнистых хищниц. Вообще-то с рыбками она уже была знакома. Ведь дома, в городской квартире, у них стоял большой красивый аквариум с растениями, гротами, улитками и пёстрыми рыбками. Девочка даже знала названия некоторых из них: гуппи, скалярии, барбусы. Иногда, когда папы с мамой не было в комнате, она тайком опускала ручонку в аквариум и замирала. Рыбки окружали её, тыкались своими маленькими ротиками ей в ладонь. Было смешно и щекотно.

Но таких великанш девочка видела впервые. Вдруг одна из рыбин дёрнула хвостом и приоткрыла свой рот. Алёнке, конечно же, очень захотелось, чтобы большая рыбка пощекотала ей ручку. А надо сказать, что, так как щука – хищница, то зубы у неё расположены особым образом: они немного наклонены внутрь рта. То есть, в рот добыча проскальзывает легко, а вот назад, увы… Она просто натыкается на острые щучьи зубки и застревает на них.

Алёнка-то этого не знала, а взрослых рядом не было. И девчушка смело сунула пальчик в открытую щучью пасть. Пасть тут же захлопнулась. Раздался жуткий детский крик. Сбежавшиеся взрослые, только разрезав щучью голову, смогли освободить пострадавший пальчик, застрявший на щучьих зубах. Этот урок Алёнка запомнила на всю жизнь.

Прошло время. Наступила зима. Однажды под Новый Год в Комсомольск-на-Амуре приехал в гости дедушка и привёз гостинцы из деревни. Среди них была и пара замороженных щук. Они лежали на столе такие огромные, белоснежные от покрывавшего их инея, совершенно неподвижные и совсем не страшные. Алёнка осторожно провела пальцем по заиндевевшему холодному боку рыбины. Появилась тёмная полоска. Это было интересно. Она провела ещё раз и ещё… К столу подковылял едва научившийся ходить младший братишка. С опасливым изумлением он смотрел на непонятное что-то, чего совсем не боялась старшая сестрёнка. Алёнка решила просветить братца и стала рассказывать ему ту жуткую летнюю историю:

– Ты, Димочка, никогда не клади живой щуке пальчик в рот, вот так, – и она показала, как, засунув свой пальчик в приоткрытый рот замороженной щуки. Да, щука-то была замороженной, но зубы-то у неё остались такими же, наклонёнными внутрь рта. И… снова раздался перепуганный детский крик. С большим трудом многострадальный пальчик девочки извлекли из замороженной щучьей пасти.

Эту историю про щучье коварство очень любят слушать Ульяна и Любаша – Алёнкины дочки и Саша – сын Димы. Ну, а сделают ли они какие-то выводы из случившегося, жизнь покажет.

Повторение мать учения

Итак, самолёт приближается к аэропорту Манас. Четырёхлетняя Алёнка и двухлетний Димочка прилипли носами к иллюминаторам, делясь впечатлениями и открытиями. Алёнка даже «увидела» внизу бабушкин дом. Дима, конечно же, тоже «увидел» его, хоть и прилетел сюда первый раз.

И вот приземление… посадка…

Автобус из аэропорта остановился на соседней улице. Отсюда уже действительно была видна крыша бабушкиного дома. Дети, весело гомоня, бежали впереди. И вот, перебегая мостик возле одного из домов, Димочка от избытка чувств весело подпрыгнул и… свалился с мостика.

К бабушке с дедушкой вся компания заявилась под громкий рёв внука, сидящего на руках у папы. Перемазанный глиной, со сбитыми в кровь коленками и локтями, внук представлял собой незабываемое зрелище. Сзади за компанию сочувственно всхлипывала Алёнка. Расстроенная мама с дорожными сумками замыкала это необычное шествие.

Конечно, раны были тут же обработаны, а любимые внучата обласканы и обцелованы. Немного успокоившись, все уселись за стол. Бабушкины пироги с молоком и фрукты из дедушкиного сада окончательно привели детей в отличное настроение. Чего тут только не было! И уже отошедшие, но специально сохранённые в погребе два сорта черешен, и абрикосы, и персики нескольких сортов: одни плоские как лепёшечки, другие мохнатенькие, как ежата, а третьи – большие, круглые с нежно-розовыми бочками. Их дедушка, любитель-садовод, на своих шести сотках выращивал настоящие чудеса, даже дерево с огромными грецкими орехами росло возле ворот. И, конечно, всё, что можно, было тут же выставлено перед любимыми внуками, прилетевшими аж с Дальнего Востока, из северного района. После такого разнообразия на обычные яблоки, груши, арбузы и дыни уже и смотреть не хотелось.

… Полтора месяца пролетели незаметно. Уже начал поспевать виноград, разные сорта которого увивали весь двор огромным зелёным шатром. А под этим шатром цвело множество ярких необычных бабушкиных цветов. Как же не хотелось уезжать из этого рая, от добрых и любящих глаз дедушки и бабушки, но отпуск родителей заканчивался, и пора было отправляться в Комсомольск-на-Амуре.

… Прошло три года. Всё это время дети взахлёб рассказывали всем желающим о том, как замечательно было у дедушки и бабушки на юге, вспоминали экзотические названия овощей и фруктов и вслух мечтали, как они опять полетят туда.

И вот это время настало. Автобус из аэропорта остановился на той же остановке. Дружная компания в том же составе, подхватив дорожные сумки и чемодан, двинулась к бабушки-дедушкиному дому. А на пути всё тот же злосчастный мостик. Димочка весело крикнул сестрёнке:

– Алёнка, а помнишь, как я подпрыгнул здесь вот так? – и он продемонстрировал тот же прыжок и… опять свалился с мостика, разбив в кровь коленки и локти.

А теперь представьте себе лица дедушки и бабушки, когда появление долгожданных гостей с мельчайшими подробностями повторило прошлый раз. Громко и обиженно рыдающий Дима с окровавленными коленками и локтями, следом всхлипывающая от жалости сестрёнка и совершенно обескураженные и растерянные родители.

Но, как и в прошлый раз, это была единственная досадная неприятность поездки. А отдых опять удался на славу! Но в следующие свои прилёты Димочка с Алёнкой, хоть и подросли к тому времени, этот коварный мостик, на всякий случай, уже обходили стороной.

Про медвежонка

Вот уже второй день Алёнка была, как она говорила, «счастливей всех на свете», ведь вчера ей исполнилось пять лет! Мама приготовила свой фирменный, объедательный торт, папа купил мороженое, фрукты и всякие другие вкусности-сладости! Приходили родные, поздравляли её, говорили очень хорошие слова и надарили кучу замечательных подарков. Но самый главный подарок принесла бабушка. Это был медвежонок, и он сразу стал самым любимым. Потому что он был не зелёный, не голубой и не розовый, как во всех магазинах, а самого настоящего, «медвежьего», цвета. Он был коричневый, очень мягкий и добрый.

И вот уже второй день Алёнка не спускала его с рук, о чём-то разговаривала с ним, пела ему песенки и что-то рассказывала. А младший братишка Дима, неизменный товарищ по играм и проказам, очень обиженный её внезапным невниманием, ходил следом и канючил:

– Ну, дай поиграть… Ну, дай поиграть…

Но слёзные просьбы братишки не имели успеха.

– Вот будет у тебя день рождения, и тебе что-нибудь подарят. И я совсем не буду к тебе приставать. А это мой медвежонок. Бабушка мне его подарила.

– И как же зовут твоего медвежонка? – спросил, улыбаясь, папа.

– Понимаешь, папочка, он такой хороший, что я хочу дать ему самое красивое имя. Но пока ещё не придумалось какое.

…Мама готовила к приходу отца ужин, когда в кухню вбежала взволнованная и растерянная Алёнка.

– Мама! Мамочка! Мой медвежонок потерялся! Был-был и вдруг потерялся! Я его везде ищу и не могу найти! Он совсем пропал!

– Да не может быть! Куда он мог деться? А где Дима?

– Не знаю. Его тоже давно нет. Я думала, что он с тобой на кухне.

– Да, похоже, что нам сначала нужно найти Диму.

Дима обнаружился в спальне родителей. Он сидел на полу, прикрытый шторой, и очень увлечённо совершал какую-то очередную проказу. С отчаянным криком Алёнка выхватила у него из рук своего любимого медвежонка, а вот лапа игрушки… осталась в руках у братишки.

– Зачем? Зачем ты это сделал?!

К губам братишки прилипли обрывки ниточек, которыми была пришита лапа, и которые он как-то перегрыз. Но мальчик упрямо молчал. Когда домой пришёл отец, обстановка была накалена до предела. Громко и безутешно рыдала Алёнка, упрямо молчащий Димочка делал вид, что его это не касается, а расстроенная и растерянная мама не знала, как разрешить такую трагическую ситуацию. Быстро разобравшись, в чём дело, отец взял мальчика за руку и сказал:

– Идём-ка, сын, поговорим, как мужчины. – И увёл его в детскую.

Видно, разговор был нелёгкий. Но где-то через полчаса мужчины вышли вполне довольные друг другом. Отец подтолкнул мальчика к сестрёнке. Уставившись в пол, Дима посопел, помолчал, потом пробормотал:

– Алёна, прости, пожалуйста. Я просто хотел посмотреть, что там, внутри, я больше не буду. – Потом, помявшись добавил:

– Мама, научи меня шить. И я сам пришью ему лапу.

Мама с едва заметной улыбкой посмотрела на сына и сказала:

– Шить я тебя научу, если есть такое желание, но в другой раз. А сейчас давайте все за стол. А лапу, так уж и быть, на этот раз я пришью сама.

Дальше всё пошло, как по маслу. Семья дружно пообедала, Алёнка, как взрослая, пошла мыть посуду, Дима с папой ей помогали. А мама пришивала лапу. И получилось у неё это так хорошо, что даже не было видно, что кто-то эту лапу когда-то отрывал.

«Мы и наши маленькие волшебники!»: два рассказа о детях войны

Об авторе

Антонина Бруштунова (Кухтина) родилась в деревне Каменке Боготольского района Красноярского края. Школу закончила в городе Боготоле в 1966 году и поступила в Томский Государственный университет на мехмат, после окончания которого приехала на Дальний Восток, где сначала несколько лет работала ассистентом кафедры высшей математики и теоретической механики, а затем более двадцати лет программистом ИВЦ университета. Живёт в Комсомольске-на-Амуре уже 50 лет. У Антонины двое детей: сын и дочь. Сейчас Антонине 73 года. Стихи пишет с 10 лет. Уже будучи взрослой, стала писать прозу. У Антонины много стихов для детей, много сказок и загадок тоже в стихах. Член союза писателей России с 2015 года.

О конкурсе и организаторах

Положение о конкурсе «Мы и наши маленькие волшебники!», в котором могут принимать участие и взрослые и дети, а также порядок отправки работ на конкурс, смотрите по ссылке, рассказы финалистов сезонов 2018-2019 гг можно прочитать по ссылке и в отдельном сборнике рассказов «Дети и взрослые детям и взрослым» на Ridero. Рассказы финалистов 2020 года смотрите по этой ссылке, с работами финалистов 2022 можно ознакомиться тут. Новые работы пятого сезона смотрите на сайте «Классного журнала» в разделе «Читать как дышать».

«Классный журнал» (http://classmag.ru) – современный журнал полезных развлечений для детей 7-13 лет, который издательство «Открытые системы» выпускает с 1999 года. Каждый номер «Классного журнала» содержит самую актуальную информацию для детей, которые любят его за разнообразие жанров, тем и рубрик. Комиксы, квесты, анекдоты, страшилки, детективы, сканворды, тесты, эксперименты и даже новости для детей — все это есть в «Классном журнале»! Издание рассказывает об окружающем мире, взаимоотношениях, науке, путешествиях, о животных, природе, загадках нашего мира, публикует интересные истории и обзоры детской литературы, а также настольные игры, в которые можно играть всей семьей!

В 2019 на V Всероссийском конкурсе детских СМИ «Волшебное слово» «Классный журнал» был признан «Лучшим журнал для среднего школьного возраста», в 2020 на 10-м Деловом форуме российских СМИ «Классный журнал» стал победителем конкурса «Маленький принц». А в 2021 году «Классный журнал» завоевал высшую награду — Гран-при — конкурса детских СМИ «Волшебное слово», то есть официально был признан лучшим детским журналом России. «Классный журнал» — дважды лауреат знака «Золотой фонд прессы» 1-й степени и дважды призёр международного конкурса «Золотое перо Руси».

Скачать для ознакомления 20 номеров «Классного журнала» и журнала для дошкольников «ПониМашка» можно по ссылке.

«Охотники» Бориса Алексеева на конкурс «Мы и наши маленькие волшебники!»

София Агачер (agacher.com), писатель, автор книги для семейного чтения «Рассказы о Ромке и его бабушке», создатель «Литературного агентства Софии Агачер». Врач, живёт и работает в Москве и в Чикаго. Считает, что книга – это живое существо, а игра – один из основных способов общения взрослых и детей. По её мнению, конкурс коротких рассказов «Мы и наши маленькие волшебники» тоже может стать увлекательной игрой для всей семьи, поскольку вместе можно не только читать, но и сочинять, рисовать и фотографировать.

«Охотники» Бориса Алексеева на конкурс «Мы и наши маленькие волшебники!»

Фонд поддержки литературной деятельности и сценического искусства «Живая книга» был создан в Москве в декабре 2019 года по инициативе группы волонтеров, объединившихся вокруг проекта Международного конкурса короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие волшебники» и Фестиваля детских и юношеских театральных коллективов «Живая книга», с целью их развития, финансовой поддержки и издания литературы для семейного чтения. С деятельностью Фонда «Живая книга» можно ознакомиться в социальных сетях: «Инстаграм» и «Фейсбук» Фонда по ссылкам.

Рассказы для семейного чтения от Нины Соловцовой из Москвы

См. также программу «Классное детство» на радио «МедиаМетрикс» , в которой София Агачер и член жюри конкурса «Мы и наши маленькие волшебники!», поэт, писатель, критик, драматург Лев Яковлев рассказали о том, для чего был придуман конкурс.


Поделиться: