«Мы и наши маленькие волшебники»: шесть рассказов от семьи Бубновых из Иванова

«Мы и наши маленькие волшебники»: шесть рассказов от семьи Бубновых из Иванова

В Международном литературном конкурсе короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие волшебники» вот уже третий год подряд принимают участие авторы с нарушениями органов зрения и слуха. Конкурс продолжают рассказы семьи Бубновых из Иванова. Мария Бубнова, мать пятерых детей, оглохла в 1,5 года. Она автор книги «Услышать другого. Судьбы глухих детей» и 3 июня 2023 года на книжном фестивале «Красная площадь» приняла участие в церемонии награждения победителей во Всероссийском книжном конкурсе «Малая Родина». Сегодня свои рассказы на конкурс предоставила не только Мария, но и её дети Ольга (на фото – крайняя слева) и Фома.

«Мы и наши маленькие волшебники»: шесть рассказов от семья Бубновых из Иванова

На фото слева направо — Ольга, Татьяна, Алексей и Фома Бубновы с мамой Марией

В придуманном мире

Здравствуй! Я – маленькая девочка, живу с мамой, папой и старшей сестрой Леной. Живу в большом доме с несколькими дверями и почти бесконечной лестницей. Чтобы спуститься вниз, надо пройти несколько этажей. Но мама не пускает меня одну, потому что со мной что-то не так. Мама и папа зачем-то открывают рты и странно шевелят губами друг другу. Они то смеются, то грустно смотрят на меня, то удивляются чему-то… А я ничего не понимаю. Как и зачем все общаются ртами? Я тоже открываю рот, пытаюсь так же шевелить языком. И не могу. Они иногда что-то говорят мне. Я удивляюсь. Тогда показывают мне движениями рук: зовут к себе ладонями или грозят пальцем – не надо так делать.

А ещё я заметила, что мама иногда сидит и грустно смотрит на меня. Я пытаюсь понять, что случилось? Наверно, какой-то плохой человек, пока я спала, подкрался ко мне и украл у меня возможность слышать. И я стала не такая, как мама и папа. Как дети на улице. Когда мы вместе копаемся в песке или собираем камешки, мне интересно с ними. А когда они открывают рты, мне становится непонятно. Я продолжаю уже одна собирать листочки и стёклышки, раскладываю всё это на скамейке и любуюсь своим богатством.

С сестрой Леной интереснее всех. С ней я бегу по дорожке или еду на санках, загребая снег руками. Потом она садится, такая большая, на мои маленькие санки, и даёт мне в руки верёвку. Показывает рукой: вези! Я поднатужилась и повезла. Мы обе улыбаемся друг другу… Или она протягивает руку к стене дома. Солнце отражает тень руки на стене. Лена сгибает указательный палец и шевелит мизинцем – на стене какая-то страшная голова разевает пасть. Часто Лена рисует на бумаге что-то такое красивое. Передо мной появляются то девочка, то солнышко… Я и сама люблю бумагу и краски.

Вот ты – пробовал макать толстой кисточкой в воду и смешивать красную краску с жёлтой, как это делает моя сестра? У меня пока нет маленького друга, а то мы с тобой вместе расстелили бы по всему полу рулончик старых обоев. Какое наслаждение любоваться разноцветными кругами, полосками…

Если нет настроения рисовать, я разглядываю картины художников в больших книгах. Особенно нравятся юноша с девушкой на волке и мальчик на красном коне.

Однажды мы с сестрой пошли в парк. Это рядом, через дорогу. Мы долго шли по тропинке. Мимо любимого фонтана с каменным мальчиком, который держит в руке большую рыбину. Остановились на поляне. Она казалась жёлтым морем. Море одуванчиков! Я обрадовалась и начала собирать их. Сестра села рядом на скамейку и стала читать книгу. А я шла дальше и дальше, и всё рвала цветы. Потом устала, легла прямо в траву. Она была такой высокой, что закрыла меня полностью от всего мира. Представь: тихо, я смотрю на небо, на пролетающих птиц и чувствую себя такой счастливой! Потом мне надоело лежать, встала, поискала глазами сестру. Вижу: она почему-то стоит с мамой, обе испуганно ищут глазами кого-то, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону. Вдруг увидели меня и с широко открытыми ртами побежали ко мне. Мама прижала меня к груди и заплакала, то смеясь, то всхлипывая. Когда я подросла, мама рассказала мне, что сестра потеряла меня из виду, очень испугалась и кричала: «Маша! Маша! Ау-у!» Но я ведь ничего не слышала, а то бы сразу выскочила к ней. Она долго искала меня, пока не пришла мама. Вместе стали бегать по лужайкам и дорожкам парка. Когда я встала, увидели меня, взяли за руки и уже не отпускали до самого дома.

Вот оказывается, зачем и почему люди «шевелят губами»: они СЛЫШАТ друг друга!

Как меня зовут?

Друг мой, скатай шарики из ваты и закрой ими уши!

Как ты слышишь? Ничего не СЛЫШИШЬ? Открой уши. Слышишь – мама зовёт, птичка чирикает, вода в кухне льётся. У тебя хороший слух, поздравляю тебя!

Когда я была младенцем в пелёнках, никто не знал, слышу я или нет. Я так же, как ты и другие малыши, тогда умела только плакать. Но ты звал маму: «Гу-гу! Гу-гу!» И мама приходила. А я не гулила, только кричала. И это всё, что я умела. Этого мало для жизни. Вот два случая, которые объяснят тебе, что такое ГЛУХОТА.

Когда мама, папа, Лена и врачи поняли, что я не слышу, мне купили слуховой аппарат. Это такая маленькая коробочка. Она чуть больше спичечного коробка. Я носила её в кармашке на груди. У коробочки два проводка к ушам. А в ушах – розовые резиновые пробочки. Совсем как у телефона, чтобы слушать музыку. Только мне было не до музыки, мне бы понять, что говорят люди. Этому надо было учиться. Вот поэтому мы с мамой приехали в Москву. Там учат!

И вот я на занятии складываю пирамидку, кручу юлу... Вдруг чувствую сильный жар в голове. Становится тяжело дышать. Мама испуганно трогает мой лоб и бледнеет. У меня высокая температура! В комнату входят люди в белых одеждах, забирают нас с мамой и ведут в белую машину с красным крестом. Мне страшно. Ничего не понимаю. Мы долго едем. «Белые» люди уводят меня от мамы. Я остаюсь у какой-то тёти на руках. Мне трудно дышать, не хватает воздуха. Что было потом, я уже не помню…

Просыпаюсь на огромной металлической кровати. Боюсь спускаться с неё. Вижу: рядом плачет малыш. Малыша успокаивает его мама. Я не знала тогда и не поняла, что попала в больницу. И раньше было не так, как сейчас, по-другому. Перевожу взгляд на зелёную стену. На ней – симпатичные зверушки. Думаю, почему я одна, без мамы? Вот кто-то берёт меня за руку, ведёт в огромный зал. Там все едят. Меня сажают за стол. Я не хочу есть, ищу глазами – где мама? Вдруг вижу окно в стене, куда все подходят и что-то берут. Может быть, там мама? Бегу туда. Увы! Её там нет. Но я терпеливо стою здесь каждый день и жду. Может, мама придёт сюда?

Ко мне подходят какие-то тёти с добрыми глазами. С жалостью спрашивают:

– Как тебя зовут?

Я молчу. Я их не понимаю: не знаю ещё ни одного слова. Не знаю, как меня зовут. Не знаю, что в холодильнике лежат пакеты с фруктами для меня. Никто их не даёт мне. И так целый месяц! Мне колют уколы по четыре раза в день. Я почти не ем. Плохо сплю. Много думаю. Не могу кричать, и что кричать – тоже не знаю.

Наконец, меня уводят туда, где я увидела маму. Я тихо подошла и прижалась к ней. Какое это счастье!

После больницы я быстро поправилась. В Москве мы были долго. Как-то гуляем по Красной площади. Я держусь за её руку. Смотрю смену часовых у мавзолея. Жду, когда на курантах большая стрелка остановится в самой верхней точке. Потом мне захотелось поближе рассмотреть высоких часовых. Я протиснулась через большую толпу к ограде. Внимательно слежу, как часовые вскидывают ружья, поворачиваются, печатают шаг и уходят в ворота… Поворачиваюсь к маме. Вижу вокруг только незнакомые лица. Где мама? Меня охватывает страх, верчу голову туда-сюда, ищу маму. Оказывается, она тоже ищет меня. Мы искали друг друга десять минут. Это было очень долго и страшно. С тех пор ношу в кармашке записку. Мама вечером написала её. Там мои имя, фамилия, адрес и телефон. Потому что я ещё НЕ МОГУ СКАЗАТЬ, как меня зовут. А зовут меня МАША!

Зачем нужно уметь дуть?

Вот мы с тобой и познакомились, да? Я хочу с тобой дружить и открою тебе свои маленькие секреты.

Ты помнишь, какое первое слово сам сказал? Можешь спросить у мамы.

А я долго не говорила – ни одного слова сказать не могла. Просто издавала звуки. Например звук «А-а» – такой протяжный, спокойный. Но его же надо выдохнуть из себя! А я не могла, долго училась выдыхать воздух. Помогали мне пёрышки, комочки бумаги, вата. Главное, набрать в себя побольше воздуха, сложить губы трубочкой и – ДУНУТЬ изо всех сил. Попробуй: скатай из ваты шарик, положи на стол и дуй: «Вввв». Получилось?

Почему детям покупают дудочки, свистульки? Чтобы дуть, а потом громче кричать. У меня много разных свистков, дудок, даже губная гармошка и настоящая триола с клавишами. Нажимаю на клавиши и дую изо всех сил: все сбегутся. Я учусь дышать глубоко, долго дуть, то плавно, то отрывисто. А у тебя есть игрушки, которые тебя слушаются, когда ты дуешь?

К сожалению, мой рот ещё плохо слушается меня. Его надо расшевелить. Я вместе с мамой смотрю в зеркало и двигаю языком влево-вправо, как мама. Зеркало такое интересное! Я вижу в нём девочку с непослушным ртом. У мамы губы и щёки надуваются, как будто она набрала в рот воды, а мой как-то слабо повторяет. Щёки не спешат показать это. Но я люблю эту зарядку языка: мы балаболим, тянем язык к носу...

Мама показывает мне картинку-самолёт и подпись под ней: самолёт. Я научилась читать раньше, чем говорить. Представляешь? Но надо ещё показать, что я поняла: вскакиваю, раскидываю руки-крылья и летаю по комнате.

Потом мы смотрим в зеркало, чтобы мои губы правильно произнесли «в-в-в».

Я слышу поток звука «ввв» в слуховом аппарате. И понимаю: вот почему люди открывают рты! Пытаюсь повторить «в-в-в!» Но не могу, нет сил выдохнуть. Получается слабое шлепание губами:

– Ф-ф-ф…

Но сколько же можно сидеть у зеркала! Мы идём в парк. Там я сажусь на маленькую ручную карусель. Мама кричит мне: «У-у!» Я повторяю за ней: складываю рот трубочкой, учусь гудеть «у-у». И кручу карусель руками то в одну сторону, то в другую.

Потом я подбегаю к качелям. Когда я взлетаю вверх, мы восклицаем «О-о!» Опускаюсь вниз – кричу «Па!» Получается весёлое: «О-па! О-па!»

В парке есть лесной уголок. Я бегу по дорожке и прислушиваюсь. Вдруг мама позовёт?

– Маша! – кричит она.

Я бегу дальше. Не услышала. На третий раз – стою!

– Ау! А-у! – доносится издалека. Это опять «проверка слуха», и я оборачиваюсь на мамино «Ау».

И вот наконец памятный день! Папа, мама и я вышли из дома. Держусь за их руки. Вырвалась и помчалась по дороге.

– Маша! – испугался за меня папа.

Я обернулась и бегу к нему. У папы в глазах слёзы. Он хватает меня на руки! Уже смеётся. Это первая победа над моей глухотой: я отозвалась сразу на его зов!

Мечты сбываются

В первом классе я мечтала стать гимнасткой. Вместе с мамой часто ходила в цирк и с замиранием сердца следила за рискованными кувырками гимнастов. Как они делали шпагат высоко на верёвке! Я тоже так хочу!

Оказалось, этому можно научиться. И я учусь: хожу в Дом культуры, в студию пантомимы. С размаху встаю на руки, опираясь ногами об стену, учусь делать мост и колесо, но шпагат не получается, уже слишком поздно. Но пантомима – это не акробатика, это прежде всего выражение и передача своих чувств. Глухим детям близок язык мимики и жеста. Мы слушаем глазами, читаем на лицах близких грусть, радость или безразличие. В четыре года мы с Шуриком любили смешить наших мам и пап сценками без слов: он изображал штангиста, потуже затягивал пояс и окунал руки в воображаемую присыпку. Потом пудрил подмышки и лицо под хохот родителей. Пытался поднять штангу, но падал, я пыталась ему помочь и тоже падала, потирала ушибленный бок. Мамы умирали со смеху, а мы еще больше раззадоривались, гримасничали, гонялись друг за другом.

В четвертом классе я захотела участвовать в новогоднем конкурсе. Вместе с руководителем студии пантомимы я придумала сценку, в которой играю мальчика: выращиваю цветок, поливаю, несу его маме, но попадаю в серию приключений – неожиданно передо мной появляется стеклянная стенка, и я ищу руками, где конец, огибаю ее… Перед конкурсом мама подобрала мне штаны, кофту, загримировала лицо. Как мне хлопали! Значит, и глухие могут выигрывать наравне со слышащими!

С гимнастикой я не рассталась, упражнения не бросала, но поняла: гимнаст – не моя профессия. Теперь я хочу стать архитектором. Меня захватывают идеальные формы и линии московских дворцов, суровые контуры нижегородского кремля. Как это здорово: мусолить карандаш во рту и набрасывать на бумагу конструкции дома! В свободное время рисую всё, что приходит в голову. На Кавказе, в Латвии и Литве подолгу сижу на лужайке и смешиваю акварельные краски, переношу красоту пейзажа на бумагу. В двенадцать лет меня взяли в художественную школу. Рисую натюрморты, чертежи, портреты, у меня получается, но понимаю, что профессия архитектора – огромный труд. Зато мои глухие друзья стали архитекторами и художниками!

Как-то нам задали сочинение «Моё любимое занятие». Я люблю писать сочинения по русскому языку и просто дневники – о самых приятных событиях в жизни: походе в театр, разговоре с подругой... Вдруг меня осенило: стану писателем! Подумав, пишу в тетради:

«Я больше всего люблю фантазировать и рисовать. Фантазия – это как сказка, рассказ, но что-то интересное, как космос. Фантазия отвлекает людей от работ, нахлынут мысли, и ты уже далеко-далеко… И рисование тоже. Хоть это – холст, а может вызвать очарование у людей. Ведь на нём нарисовано то, о чём я фантазировала.

Занятие может помочь будущему. Например: ты писатель, а как сможешь придумать сказку? В этом поможет фантазия. Я решила стать писателем. Как это хорошо – доставлять людям радость! То есть, я хочу быть детским писателем. Рассказывать детям о новом и интересном…»

Но эта мечта как-то отошла на задний план и сбылась только через много лет. Я закончила исторический факультет, стала учителем истории в школе. Потом вышла замуж, появились три дочки и два сына. Рассказывала детям о новом и увлекательном. Но вот они подросли, и я написала книгу, только не для маленьких. Взрослым так понравилась книга, что сам внук дедушки Маршака посоветовал написать для детей мою историю глухой девочки, которая умеет говорить и слушать. Понимаешь теперь, почему у тебя в руках мои рассказы? Да, мечты сбываются! Мечтай и ты, кем хочешь быть, – и станешь.

Об авторе

Мария Бубнова живёт в Иванове. Оглохла в 1.5 года. Благодаря своей маме прошла трудный, но интересный путь освоения слов и речи. Закончила обычную школу и университет, работала учителем по истории. Написала книгу «Я могу говорить» (2020 г.) о своей судьбе и сборник «Услышать другого. Судьбы глухих детей» (2023 г.), вошедший в «шорт-лист» Всероссийского книжного конкурса «Малая Родина». Работает журналистом в журналах для глухих и слепоглухих. Замужем за священником, имеет пятерых детей. Пишет детские рассказы и посты с практическими советами для родителей глухих детей.

«Мы и наши маленькие волшебники»: шесть рассказов от семья Бубновых из Иванова

Дочь о маме

В детстве мы особо не переживали из-за того, что мама – глухая. Это воспринималось, как должное, мы ведь и не представляли, как может быть по-другому. И мамина глухота не мешала ей нас воспитывать. У нас было нормальное счастливое детство. Я помню, как мы с мамой и сёстрами рисовали, писали сами книги (в меру своих детских способностей) и иллюстрировали их, ставили домашние спектакли; как мама нас учила вышивать и плести поделки из бисера. Это очень хорошие воспоминания.

Сейчас я понимаю, что маме было тяжело с нами, маленькими. Дети ведь существа шумные. Мы постоянно бегали, кричали, болтали. А маму это напрягало, так как она часто не могла понять, что происходит. Что делают дети – ссорятся и кричат друг на друга, или это просто игра такая шумная? Без слуха этого не понять.

И поныне, когда все бегают вокруг мамы, «дёргают», она напрягается и начинает раздражаться. В такие моменты нужно оставлять её в покое и давать отдохнуть. Но это мы сейчас поняли, когда повзрослели. А в детстве нас было сложно угомонить. Хорошо, что рядом всегда была бабушка, которая успокаивала маму и поддерживала её. Она и нас тоже быстро успокаивала, могла заниматься с нами, маленькими, часами, не раздражаясь при этом. Мне кажется, что она стала такой терпеливой из-за всего, что ей пришлось пережить с глухим ребёнком.

Есть и другие сложности, вызванные недопониманием. Например, если мы с сёстрами болтаем в быстром темпе, нечётко артикулируя, и маме тяжело разобрать слова, то она начинает подозревать, что мы держим от неё какие-то секреты. И, хотя чаще всего такие разговоры ведутся о какой-нибудь ерунде, маме кажется, что она пропускает что-то важное. Она обижается, и сложно объяснить, что мы от неё ничего не скрываем.

Об авторе

Ольга Бубнова живёт в Иванове. Закончила музыкальную школу, учится в Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации. Написала рассказ по просьбе своей мамы Марии Бубновой. Сочиняет стихи, пробует себя в народной росписи. Отлично готовит.

«Мы и наши маленькие волшебники»: шесть рассказов от семья Бубновых из Иванова

Сын о маме

С мамой у нас всегда были отличные взаимоотношения и понимание. Ее глухота никак на это не влияла. Еще с раннего возраста я хорошо ее понимал и понимаю. На самом деле, мне, как ее ребенку, в этом плане намного легче. У них с папой общение складывается немного сложнее, кто-то что-нибудь не так поймет. Но позвать маму издалека я не могу, не слышит. Приходится подходить, потрогать за плечо или постучать чем-нибудь (у нее сильная реакция на вибрацию, ведь осязание развито сильнее, чем у не глухих людей).

Также я заметил, что у детей, воспитанных глухой мамой\папой, жестикуляция развита немного лучше, чем у других. У нас в семье у всех неплохо проглядывается актерское мастерство и опять-таки развитая жестикуляция. Думаю, что это как-то взаимосвязано.

А вот при конфликтах нам приходится несладко. Возможно, это лишь моя позиция, но кажется, что все глухие люди сильно эмоциональны. Также мама может просто выключить аппарат и не обращать на тебя внимания, ведь услышать не сможет. Вот вам и минусы.

Не знаю, только ли это у моей мамы, но у нее плохое обоняние. С этим тоже есть небольшие проблемы, ведь она не может учуять, где испорченная еда, а где нет. В основном этим занимаемся мы, папа.

Хочу поделиться интересным фактом. Моя мама слышит музыку, но ее восприятие различается с нашим. Если у нас всех разный вкус, всем нравится разная музыка, то для мамы важно, чтобы это было что-то спокойное, не резкое. Чаще всего это классика... Я пытался включать ей что-то другое, например, рок, совсем не нравится…

Вот и все, я думаю, что моя жизнь не сильно отличается от обычных детей, растущих со слышащими родителями. Я люблю свою маму и принимаю ее такой, какая она есть!

Об авторе

Фома Бубнов живет в Иванове. Учится в 8-м классе. Ходит в секцию каратэ. Занимался в музыкальной школе на барабане, аккордеоне и трубе. Любил строить конструктор, чертил планы домов. Сейчас пробует себя в фотографировании и короткометражных фильмах. Написал рассказ по просьбе своей мамы Марии Бубновой.

«Мы и наши маленькие волшебники»: шесть рассказов от семья Бубновых из Иванова

О конкурсе и организаторах

«Мы и наши маленькие волшебники!»: два рассказа о детях войны

Положение о конкурсе «Мы и наши маленькие волшебники!» сезона 2023-24 годов, в котором могут принимать участие и взрослые и дети, а также порядок отправки работ на конкурс, смотрите по ссылке. Рассказы финалистов сезонов 2018-2019 гг можно прочитать по ссылке и в отдельном сборнике рассказов «Дети и взрослые детям и взрослым» на Ridero. Рассказы финалистов 2020 года смотрите по этой ссылке и в сборнике семейных рассказов «Когда я пишу» на платформе Ridero по ссылке, а с работами финалистов 2021 года можно ознакомиться тут. Лучшие работы финалистов сезонов 2021 года и 2021-22 годов вошли в сборник рассказов «О моей семье», который опубликован также на Ridero. Новые работы шестого сезона смотрите на сайте «Классного журнала» в разделе «Читать как дышать».

«Классный журнал» (http://classmag.ru) – современный журнал полезных развлечений для детей 7-13 лет, который издательство «Открытые системы» выпускает с 1999 года. Каждый номер «Классного журнала» содержит самую актуальную информацию для детей, которые любят его за разнообразие жанров, тем и рубрик. Комиксы, квесты, анекдоты, страшилки, детективы, сканворды, тесты, эксперименты и даже новости для детей — все это есть в «Классном журнале»! Издание рассказывает об окружающем мире, взаимоотношениях, науке, путешествиях, о животных, природе, загадках нашего мира, публикует интересные истории и обзоры детской литературы, а также настольные игры, в которые можно играть всей семьей!

В 2019 на V Всероссийском конкурсе детских СМИ «Волшебное слово» «Классный журнал» был признан «Лучшим журнал для среднего школьного возраста», в 2020 на 10-м Деловом форуме российских СМИ «Классный журнал» стал победителем конкурса «Маленький принц». А в 2021 году «Классный журнал» завоевал высшую награду — Гран-при — конкурса детских СМИ «Волшебное слово», то есть официально был признан лучшим детским журналом России. «Классный журнал» — дважды лауреат знака «Золотой фонд прессы» 1-й степени и дважды призёр международного конкурса «Золотое перо Руси».

Скачать для ознакомления 20 номеров «Классного журнала» и журнала для дошкольников «ПониМашка» можно по ссылке.

«Охотники» Бориса Алексеева на конкурс «Мы и наши маленькие волшебники!»

София Агачер (agacher.com), писатель, автор книги для семейного чтения «Рассказы о Ромке и его бабушке», создатель «Литературного агентства Софии Агачер». Врач, живёт и работает в Москве и в Чикаго. Считает, что книга – это живое существо, а игра – один из основных способов общения взрослых и детей. По её мнению, конкурс коротких рассказов «Мы и наши маленькие волшебники» тоже может стать увлекательной игрой для всей семьи, поскольку вместе можно не только читать, но и сочинять, рисовать и фотографировать.

«Охотники» Бориса Алексеева на конкурс «Мы и наши маленькие волшебники!»

Фонд поддержки литературной деятельности и сценического искусства «Живая книга» был создан в Москве в декабре 2019 года по инициативе группы волонтеров, объединившихся вокруг проекта Международного конкурса короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие волшебники» и Фестиваля детских и юношеских театральных коллективов «Живая книга», с целью их развития, финансовой поддержки и издания литературы для семейного чтения. С деятельностью Фонда «Живая книга» можно ознакомиться в социальных сетях Фонда по ссылкам в VK, «Инстаграм» и «Фейсбук».

Рассказы для семейного чтения от Нины Соловцовой из Москвы

См. также программу «Классное детство» на радио «МедиаМетрикс» , в которой София Агачер и член жюри конкурса «Мы и наши маленькие волшебники!», поэт, писатель, критик, драматург Лев Яковлев рассказали о том, для чего был придуман конкурс.


Поделиться: