Классному журналу 25 лет
Сергей Макаренков: «Основная цель «Всероссийской школьной летописи» — это рассказы детей о школе и детстве»

Сергей Макаренков: «Основная цель «Всероссийской школьной летописи» — это рассказы детей о школе и детстве»

Вот и начался новый учебный год, в котором школьников ждут не только уроки, проекты и экзамены, но и совместные походы на культурные мероприятия, соревнования, приключения, общение с друзьями и веселье. Но как сохранить в памяти все эти драгоценные эпизоды, которыми наполнены школьные годы? 6 лет назад Фонд «Живая классика» и издательство «Рипол классик» при поддержке Российской государственной детской библиотеки запустили проект «Всероссийская школьная летопись» (ВШЛ), который помогает детям и подросткам совместно с учителями создавать книгу класса, где сохраняются самые яркие воспоминания из школьной жизни. Теперь у школьников есть возможность навсегда запечатлеть свои мысли, чувства и воспоминания в тексте собственной книги. Чтобы больше узнать о проекте и об изменениях, произошедших в нём спустя несколько лет после запуска, корреспондент «Классного журнала» АННА МАРТЫЩЕНКО поговорила с одним из создателей проекта, генеральным директором издательства «Рипол классик» СЕРГЕЕМ МАКАРЕНКОВЫМ.

Сергей Макаренков: «Основная цель «Всероссийской школьной летописи» — это рассказы детей о школе и детстве»

— Сергей, на мой взгляд, «Всероссийская школьная летопись» — это довольно интересный и уникальный проект, не имеющий аналогов в мировом школьном пространстве. Как появилась идея этого проекта?

— Это произошло случайно. Мы с Мариной Смирновой обсуждали её проект «Живая классика» и рассуждали о том, что остаётся у детей, когда они заканчивают школу. У них остаются воспоминания, фотоальбомы, но не остаётся рефлексии, которая запечатлелась бы в книгу. И мы подумали, что было бы здорово дать детям возможность всем классом создавать свои книги, где они могли бы отвечать на разные вопросы: о жизни, о себе, о воспоминаниях. Чтобы через много лет взрослые могли вернуться в свои школьные годы через текст. И мы решили попробовать реализовать задумку. Для начала мы пригласили несколько представителей школ на встречу, рассказали им о нашей идее, и первые десять книг были написаны уже в ближайшие три месяца. Это было интересным опытом, когда все делились и говорили: «Как это круто!»

— Насколько мне известно, на старте этот проект был интегрирован с конкурсом «Живая классика». Прослеживается ли сейчас взаимосвязь этих проектов?

— Нет, это два совершенно разных проекта, где «Всероссийская школьная летопись» стала полноценно жить своей жизнью. Почти около 3000 классов, детских объединений, коллективов внеурочной деятельности написали свои книги.

— Какие основные цели создания проекта вы выделяете? Замечаете ли вы положительные результаты после его реализации?

— Основная заложенная цель для нас — это рассказы детей о школе и детстве. Ведь большая история города, района и страны начинается с маленького класса. У учеников появляется шанс увидеть своих друзей совершенно с другой стороны: не как одноклассников, с которыми ты сидишь вместе на уроках, а как соавторов общей истории. Не зря многие писатели говорят, что они почувствовали себя знаменитыми только после того, как их книга вышла в свет. Это объединяет интересы детей из самых разных уголков страны. Много книг от школ и классов из глубокой провинции, из небольших городков и деревень И для этих ребят очень важно всем сказать: «Мы есть, и мы вот такие». Созданная ими книга с помощью нашего проекта позволяют это сделать.

— Написание книги класса направлено на реализацию писательского потенциала детей, но ещё одной её целью является сплочение коллектива во время совместной работы. Как вы думаете, может ли работа в команде оказать обратный эффект и вызвать ссоры и разногласия в классе? Что нужно делать, чтобы предотвратить такие ситуации?

— Знаете, как правило, книга не может поссорить класс. Очень редко такое случается. Так много интересных тем, воспоминаний, которые объединяют класс. Это общая работа, где ты видишь результат. Не просто: «Давайте поучаствуем в проекте, Маша пишет это, а Петя — это». А когда из общих усилий получилась настоящая книга. Ты, как автор, можешь увидеть свою фамилию, почувствовать ответственность за текст, который ты там написал. Ученики начинают по-другому видеть своих друзей, они все становятся авторами одного проекта. Как правило, это позволяет детям по-другому посмотреть друг на друга. И мы участвуем в обратной связи с наставниками. Мы слышим, когда многие говорят, что класс до книги и после книги — это совершенно два разных коллектива.

— Я часто замечала, когда училась в школе, что в основном в классах все как-то группами держались: не было чего-то, что объединило бы всех. Наверное, если бы в моё время этот проект был уже запущен, то мы бы общались друг с другом иначе, более дружелюбно. А вообще сейчас есть тенденция к снижению у детей, молодёжи интереса к чтению. А как ваш проект может заинтересовать детей в нём поучаствовать?

— Сейчас в рамках проекта появилось объединение «Ликей», которое своей задачей ставит развитие писательских способностей у детей, предрасположенных к этому. Учёные считают, что даже для склонности к чтению должен существовать ген чтения. Ребёнка не заставишь, если у него нет этого врождённого гена для чтения. Поэтому очень важно помогать людям, у которых есть предрасположенность к писательству, дать почувствовать себя создателями контента, авторами. Самое главное — это первый шаг. А дальше кто-то уже начинает чувствовать, что это его, ему это интересно.

Кроме всего прочего, в рамках ВШЛ существует ряд конкурсов. Например, в Петербурге на книжном форуме мы в мае награждали победителей конкурса «Время писать книги» целому ряду номинаций: за лучшую коллективную книгу, за лучшее сценарное решение, за лучшее иллюстрированное издание, за победу в конкурсе короткого рассказа, стихотворения Также мы каждый год издаём Большую книгу школьника, где наши эксперты отбирают тексты, которые отражают некий тренд года. И таким образом создаётся «Книга школьника 2018», а затем 2019 и так далее — некий портрет поколения. Казалось бы, период между этими сборниками вроде небольшой, но тексты совсем разные.

Сергей Макаренков: «Основная цель «Всероссийской школьной летописи» — это рассказы детей о школе и детстве»

— В каком классе ребята могут написать свою книгу?

— Изначально нам показалось, что проект рассчитан на старшеклассников, на выпускные классы. Потом мы подумали, что в школе существуют три потока: младшая школа, средняя и старшая. Ученики любых классов при желании могут написать свою книгу. Проекту уже 6 лет, и были дети, которые написали книгу в четвёртом классе, позже написали ещё одну в девятом. Я надеюсь, что они напишут её и в одиннадцатом классе. За время прохождения школы ребята могут создать 3 книги.

— То есть несколько томов?

— Да, несколько томов. Например, некоторые классы из Пензенской области пишут каждый год. Им есть о чём рассказать, чем поделиться и чем гордиться. А когда мы начали работать с «Артеком», они выдвинули такой лозунг: «Каждый класс может написать свою книгу».

— Это очень интересный опыт. Каждый человек сможет вспомнить, о чём он думал раньше и сравнить с тем, какие мысли у него появились позднее.

— Это важная задача, которая стоит пред учителями-наставниками. Чтобы это не была отчётная такая штучка для галочки. Ведь это базовая задача проекта — быть по-настоящему искренним. Автор или писатель, который не искренен, превращает своё произведение в мёртвую историю. А наша задача — разбудить детей и дать им возможность высказать свои мысли в книге, почувствовать это. Мы плотно работаем с наставниками, ведь нет никакой поддержки от министерства просвещения или от какого-то другого министерства. Проект, который постепенно сам набирает силу. И сам становится «двигателем» себя за счёт вовлечённости учителей. Ведь нужно загореться идеей, чтобы сделать книгу с классом. Девиз нашего проекта: «От маленького писателя до большого читателя».

— Выходит, ещё самого преподавателя нужно этой идеей заинтересовать, чтобы он действительно организовал процесс, выделил время, потому что сейчас учителя очень заняты бумажной работой, обычными уроками.

— Поэтому я и говорю, что наставникам, которые принимают участие в этом проекте, низкий поклон. Они большие энтузиасты своего дела. Нам, конечно, хочется, чтобы об этом проекте узнавало, как можно больше школ и учителей. Я надеюсь, что это интервью позволит расширить географию данного проекта. Количество учителей, классных руководителей, тренеров и наставников внеурочной деятельности позволит донести до них важность коллективной, интеллектуальной работы.

Сергей Макаренков: «Основная цель «Всероссийской школьной летописи» — это рассказы детей о школе и детстве»

— А смог ли проект выйти за рамки нашей страны и прижиться где-то ещё?

— Недавно состоялась большая образовательная конференция, на которой присутствовала делегация из Китая. Мы представили этот проект. «Школьная летопись» вызывала большой интерес, у них такого нет, да и в мире, в таком масштабе, думаю, тоже нет. Не видел ни одного человека, который бы не отреагировал в духе: «Круто! Как жаль, что в наше время такого не было». Сегодня уже в этом проекте участвуют и ребята из русскоговорящих школ Ливана, Сирии, Прибалтики, Болгарии и стран СНГ. Два года назад победителем такого всероссийского конкурса в рамках ВШЛ стала команда из Эфиопии. То есть русская школа в Эфиопии прислала свои тексты, и они оказались «вау», потому что там был совершенно героический наставник. Им это настолько интересно, что они просто горят такими проектами.

— Как за 6 лет прослеживается развитие вашего проекта? Можно ли считать его окончательно реализовавшимся?

— Про полную реализацию говорить ещё сложно. Но мы стали лучше чувствовать аудиторию, поддерживать в большей степени коммуникацию с наставниками, проводить более качественные встречи, семинары, сейчас делаем новый сайт. Мы помогаем создать свою линейку «вспомогательных материалов». Более плотно, целенаправленно выбираем тему конкурсов, аудитории и так далее. То есть тоже учимся. Задача, которую мы поставили — дать возможность каждому классу и детскому сообществу страны создать свою собственную историю и запечатлеть ее в книге.

Сергей Макаренков: «Основная цель «Всероссийской школьной летописи» — это рассказы детей о школе и детстве»

— Конечно, представить сложно. Это огромный пласт информации получится.

— Для любых исследований в будет полезно, если правильно к этому подойти. Бывало несколько моментов, когда было очень сложно. Мы думали о закрытии проекта, но потом находились какие-то ресурсы, которые позволяли не бросить его. Особая заслуга в этом Ольги Федоскиной, руководителя проекта

— Я надеюсь, что вскоре ВШЛ распространится и получит широкую огласку.

— Я тоже. Сейчас наша цель — довести информацию о проекте во все школы страны

— Мне кажется, что в ближайшем будущем книга класса станет для учеников таким же обязательным атрибутом школьных воспоминаний, как выпускной альбом.

— Совершенно точно, это одна из наших задач: потеснить выпускной альбом как единственный источник воспоминаний. Из-за того, что нет контента и историй, сложно составить после выпуска полное представление о тех, кто с тобой учился. Как раз сейчас для многих книга класса становится обязательным атрибутом для окончания школы.

Мы рекомендуем вам ознакомиться с «Всероссийской школьной летописью» на сайте проекта и в социальных сетях , чтобы принять участие в написании собственной интересной книги.

«Классный журнал» с самого начала следит за проектом «Всероссийская школьная летопись». Смотрите запись программы «Классное детство» с вторым создателем проекте, руководителем Фонда «Живая классика» Мариной Смирновой, сделанную на старте проекта в 2017 году.


Поделиться: