Уральский сказитель. В гостях у Бажова

Уральский сказитель. В гостях у Бажова

После встречи с Чеховым героев «Литературной одиссеи» Митю и Катю Серовых как никогда плотно захватили разные дела: учёба, проекты, конкурсы, олимпиады, а также занятия литературой. Но перед самым Новым годом ребята решили навестить уральского сказителя Павла Петровича Бажова.

Уральский сказитель. В гостях у Бажова

А было так. В последний школьный день в этом году ребята пришли домой после занятий и увидели ёлку, уже установленную в зале. Решение сразу же её нарядить, не дожидаясь родителей, пришло сразу. Митя принёс большую коробку с игрушками, а Катя сразу достала гирлянду, накинула её на ёлку и начала вешать игрушки. А Митя извлёк из большой коробки зелёную коробочку поменьше, которую в семье всегда называли малахитовой шкатулкой, — там хранились игрушки из маминого и папиного детства.

Уральский сказитель. В гостях у Бажова

Иллюстрация Михаила Болотова

— А помнишь сказы Бажова, которые мама нам вслух читала в детстве? — спросил сестру Митя, достав из шкатулки маленький серебристый шарик.

— Конечно, помню! «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Голубая змейка» из книги «Малахитовая шкатулка»! Знаешь, в детстве я очень хотела, чтобы у меня была такая же малахитовая шкатулка, как в его сказах. А ещё завести того самого волшебного козлика с копытцем: я бы бусы себе сделала или браслет, — сразу вспомнила Катя. — Я как раз про него вспомнила, когда на сайте «Классного журнала» прочла новость о недавно выпущенном графическом романе «ПП Бажов».

— О, и я вспомнил кое-что! Я ж в начальной школе по творчеству Бажова доклад делал, мне папа ещё помогал!

— Думаю, что следующим писателем, с которым мы повстречаемся, будет именно Бажов! — с воодушевлением сказала Катя.

— Отличная идея! — поддержал сестру Митя. И дети, забросив затею с ёлкой, открыли свои смартфоны, чтобы подготовиться к встрече.

Информации сразу же нашли очень много. Оказывается, Бажов не только сказы писал, его непростая жизнь и до них была наполнена разными интересными событиями. Он окончил духовное училище, после чего был преподавателем русского языка, работал редактором и журналистом, и его статьи печатали в разных изданиях, иногда под псевдонимами Деревенский, Осинцев, Ирбитский. Павел Петрович принимал добровольное участие в гражданской войне на Урале, читал там лекции о политике для бойцов. Собирал много информации про местный фольклор, и все его сказы были со слов камнерезов, старателей, рудознатцев и заводских рабочих. А в начале 1946 года был избран депутатом Верховного Совета СССР и старался помогать простым рабочим. Ещё он сам построил дом и творил в нём на протяжении 28 лет!

Фотографий дома дети нашли немало. Вот одна из них.

Уральский сказитель. В гостях у Бажова

В этом доме в Екатеринбурге сейчас находится Мемориальный дом-музей П. П. Бажова, созданный в 1969 году с помощью жены писателя — Валентины Александровны. Посетить этот дом можно даже виртуально, посмотрев 10-минутное видео, которое ребята нашли на сайте Объединённого музея писателей Урала.

А ещё в городе Полевском, где прошли детские годы Бажова, существует музей «Малахитовая шкатулка».

Многое из найденного Митя по своему обыкновению записал в блокнот. А потом дети взялись за руки и одновременно произнесли магическую фразу:

— Литература — это чудо! Скорей умчи ты нас отсюда. Павел Петрович Бажов!

Золотая осень в Свердловске

И в тот же миг ребята оказались во дворе у дома, на крыльце которого стояла невысокая женщина в сером платье и с заколотыми в пучок волосами.

— Ко мне, Ральф, ко мне! — и к женщине сразу же подбежала бело-жёлтая собака, которая тут же увидела гостей и завиляла хвостом.

Уральский сказитель. В гостях у Бажова

— Здравствуйте! — почти хором сказали ребята. — Нас зовут Катя и Митя, мы корреспонденты из Москвы, пишем для издания «Классный журнал».

— Вы супруга Павла Петровича? — спросила Катя.

— Добрый день, ребята! Да, всё верно, я его жена, меня зовут Валентина Александровна. А если вы ищете Павла Петровича, он в сарае, заверните за дом, — махнув рукой Валентина Александровна показала направление.

Когда Катя и Митя подошли к сараю, из него вышел дедушка с окладистой бородой, в чёрном пиджаке и очках. Не узнать Бажова было просто невозможно. Перед ними стоял тот самый великий уральский сказитель, который лично создал авторский эпос всего Урала.

— Здравствуйте, Павел Петрович! — сказали ребята писателю, расплываясь в улыбках.

Уральский сказитель. В гостях у Бажова

— Здравствуйте-здравствуйте, Митя и Катя! — улыбаясь, поздоровался Бажов. — Я как раз дров нарубил, вот и поможете мне их в дом занести. Знаю, кто вы и зачем прибыли, меня лев Корнея Ивановича уже предупредил. Добро пожаловать в Свердловск 1946 года!

— Так назывался Екатеринбург с 1924 по 1991 год, — шёпотом пояснил сестре Митя, увидев катин недоумённый взгляд.

— Знаю, вам интересны места, которые связаны с написанием моих сказов, — продолжал Бажов. — И первое из этих мест — столик под липой в саду. Идёмте, покажу!

В саду дети увидели несколько яблонек, вишен, черёмуху и берёзки. Но, судя по ухоженным грядкам, сад был ещё и огородом. Бажов пояснил, что после постоянных литературных трудов ему нравится огородничать: «Для меня это самый настоящий отдых!».

— Прямо как Чехов, — прошептала Катя. — Что вы обычно выращиваете здесь? — спросила она у Бажова.

— Всё, что потом моя Валяночка сможет приготовить: редьку, капусту, помидоры, картофель и многое другое. Клубника и малина для внуков Володи и Славы, да и варенье мы варим. Ещё выращиваю табак, так как не очень люблю покупной. А вот, кстати, и столик под липой, где я писал сказы для «Малахитовой шкатулки». Присаживайтесь, дорогие, на скамейку

Уральский сказитель. В гостях у Бажова

— Дело в том, — продолжил Бажов, когда ребята сели, — что за этим столом я не только писал некоторые сказы, но именно тут подарил Валяночке один из сказов на серебряную свадьбу, 16 июля 1936 года. Она тогда с младшей дочкой Ариадной сидела на этой деревянной скамейке вот прямо, как вы. Валечка играла на гитаре, мы пили чай с пирогом, и я решил, что пора поделиться написанным… И прочитал ей «Хозяйку Медной горы». Первые сказы печатались в журналах, а в 1939 готовые они были выпущены в отдельном сборнике «Малахитовая шкатулка», куда вошли 14 сказов. Этот же сборник был издан и на английском языке для участия в Международной выставке «Мир завтрашнего дня», которая проходила в том же году в Нью-Йорке. С тех пор мои сказы почти весь мир повидали, а я только рад: пусть побольше людей узнают про наши Уральские края!

— Павел Петрович, позвольте задать вам острый вопрос, — Митя открыл свой блокнот с записями.

— Конечно, Митя, что угодно! — улыбнулся Бажов. — Журналисты не должны стесняться спрашивать ни о чём, если есть интерес.

— Дело в том, — начал Митя тщательно подбирая слова, — что в наше время многие сомневаются в том, что эти сказы восходят к народному фольклору. «Малахитовую шкатулку» все очень ценят, но кое-кто считает, что... вы все сказы придумали сами.

Бажов даже улыбнулся от такой постановки вопроса.

— Да мне с самого начала этот вопрос задавали и продолжают задавать. Ответ всегда простой — конечно, придумал, но на основе того, что узнавал от других. Это ж не пересказ, а по мотивам. Но дело в том, что я народный фольклор, можно сказать, всю жизнь собирал. Когда я был подростком, мой дальний родственник, Василий Алексеевич Хмелинин, бывший горняк и старатель, обожал рассказывать народные сказы. У него даже прозвище было — дедко Слышко.

— Какое интересное прозвище!

— Да, да. Так вот он всегда уточнял, что это не сказки, а сказы, так как все они основаны на быте и описывают «как жили раньше». Многие детишки слушали его, и я был в том числе. Поэтому многие сказы в сборнике и идут от персонажа Слышко. Потом я около десяти лет ездил как журналист по заводам Урала, разговаривал с рабочими, узнавал их истории. Рассказывали они и сказы, которых в каждом деле очень много. Знаете, всякие легенды, иногда страшилки — настоящий рабочий фольклор. Ну и когда в середине 30-х начал сказы писать, вспоминал, что мне рассказывали, и брал за основу. Наверное, потому люди и ценят мои сказы, что я не скрываю, что очень люблю свою родину и людей, которые здесь живут. Сильные люди, самобытные, трудовые. Настоящие! Да вы и сами о них знаете: все мои сказы про них.

— Да, мне очень нравится Данила-мастер! – сказал Митя. — Вот я когда вырасту, тоже хочу быть лучшим в каком-то интересном деле. Только пока не знаю, в каком.

— Ну, это не беда, — улыбнулся Бажов. — У тебя ещё много времени. Главное — обязательно искать своё дело, что-то, чем ты хотел бы всю жизнь заниматься, и тебе бы не надоедало! Пробуй всякое, старайся, не отступай перед трудностями. А как найдёшь, держись своей дороги, каждый день своим делом занимайся. У нас на Урале мастер – самый уважаемый человек… да и не только у нас. В те времена, когда я собирал фольклор, я много таких людей встречал… каждого вспоминаю с благодарностью. И вы можете про них узнать, если прочитаете мою первую большую работу 1924 года «Уральские были», где я описал быт людей, которые работают на Сысертских заводах. Мне было удивительно, что на одном заводе рассказывали одни истории, а на другом можно было услышать совершенно новые фантастические сюжеты.

— А я вот замечал эту особенность: в каждом сказе будто свой необычный язык, — отметил Митя. — К примеру, «вожгаться» обозначает «упорно работать». «Жоркий» — тот, кто «много ест или пьёт», а ещё «переболокчиться» означает «переодеться».

— Открою вам маленькую тайну: некоторые слова я придумывал сам. Точнее, не придумывал специально, а пытался восстановить ощущения от того, что слышал на заводах, чтобы текст был колоритнее. Бывает, слово необходимо, а в нужную минуту никак не найдёшь. Я ведь после «Уральских былей» смог только через двенадцать лет вернуться к обработке фольклора.

— Например, какие слова вы придумали? — уточнила Катя.

— Да я уж точно и не помню, всё теперь перемешалось с настоящими словами из народа. Но вот, например, «простяга» — простой парень. Существуют целые семьи слов на эту тему, но все они уже обыгранные, заезженные, совсем не то. А простяга — в самый раз. Так бы рабочие и сказали.

— Павел Петрович, а почему именно через двенадцать лет после «Уральских былей» вы вернулись к этой теме?

Улыбка исчезла с лица сказителя. Он опустил глаза, помолчал, а потом вновь их поднял.

— В тот момент в нашей семье произошла страшная трагедия: сын погиб на производстве. Мне хотелось чем-то себя занять, чтобы от тяжёлых дум отвлечься. Да и вообще трудное было время. Идея писать сказы, можно сказать, спасла меня как автора, а может, и как человека. Но пойдём домой, уже вечереет.

Пока ребята шли через сад, тишину прервал звук коровьего мычания.

— В сарае есть ещё и коровник, — пояснил Бажов. — Уже прошла вечерняя дойка, поэтому наша корова Зонна потихоньку готовится ко сну.

— А ещё у вас какие животные обитают? — спросила Катя.

— Ну Ральфа вы уже видели, а кроме Зонны и Ральфа ещё есть кот Пушок, так что скучать не приходится. Ребята, помогите, пожалуйста, донести дрова.

Ребята, как и сам Павел Петрович, взяли по несколько поленьев и зашли в дом.

Дома у сказителя

И сразу же попали на кухню, на которой хлопотала Валентина Александровна.

— Ребята, познакомьтесь… — начал было Бажов.

— Мы уже познакомились во дворе, — с улыбкой опередила его Валентина Александровна.

— Хорошо, тогда, ребята, положите, пожалуйста, дрова около печи, — закрывая дверь, сказал Бажов.

Ребята обернулись и увидели большую печку, рядом с которой стояли маленькие горшки, а на самой печке находились кухонные принадлежности.

— Это же настоящая русская печка! — воскликнул Митя, поворачиваясь к печи.

— Так точно, Митенька! — закидывая в неё поленья, сказал Бажов. Мы в ней часто готовим супы и пироги, но у нас также есть две печки-голландки, которые отапливают дом, одна находится в прихожей, другая в кабинете. Ну что, пройдёмте в столовую?

Ребята зашли в столовую. Когда Катя и Митя зашли в комнату, первое, что они увидели, это красивый абажур, который висел над столом.

Уральский сказитель. В гостях у Бажова

— Эту комнату часто так и называем — «комната с абажуром», — отметил Бажов … Это любимая комната нашей семьи. За этим столом мы обычно всегда собирались всей семьёй, обсуждали, как прошёл день, делились новостями. Мы до сих пор поддерживаем данную традицию с Валечкой и Ариадной, она сейчас в детской с сыном Никитой. Присаживайтесь, не стесняйтесь.

— Вы любите играть на пианино? — присаживаясь на сундук, спросил Митя.

— Нет, Митенька, пианино у нас пока играет роль предмета интерьера. Мы его не так давно купили, думаем, что мой внук Никита будет играть, поэтому пока любуемся, а там увидим, может, кто-то другой из нашей семьи захочет помузицировать, а инструмент никогда лишним не бывает.

— А этот сундук, наверное, был прототипом какого-то волшебного атрибута для сказов? — спросила Катя.

— Нет, дорогая, к сказам он никак не относится, но для нашей семьи он важен, его передала мне моя мама, раньше она хранила там вещи, а сейчас, помимо старой одежды, сундук хранит в себе много воспоминаний. Вот, например, вы слышали когда-нибудь про такую песню «Бьётся в тесной печурке огонь»? — спросил Бажов.

— Мы на 9 мая в четвёртом классе фильм смотрели, помню, что там играла эта песня, — ответил Митя.

— Замечательно, — улыбнулся Бажов. — Вот именно на этом сундуке в 1944-м году ночевал мой приятель и автор этой песни Алексей Сурков, который был в командировке и навестил меня. Так он сказал, что смог даже выспаться!

— Ого! Судя по всему, сундуки часто играли роль диванов! — удивлённо сказала Катя, вспомнив сундуки в прихожей у Чехова в Мелихове, где часто спали гости.

— Да, мы с Валечкой любим принимать гостей, и для каждого найдётся место.

— Я читал, что во время эвакуации Агния Барто была в Екатеринбурге, и она не могла найти вдохновения для своего творчества во время войны, а вы ей порекомендовали, чтобы она пошла учиться на токаря. Почему такой совет? — Митя опять решился задать острый вопрос.

— Потому, что в такие тяжёлые времена многие дети начали работать на взрослых, и рабочий опыт помог бы ей лучше понять своих героев. И главное, что она смогла из той работы, которую я ей посоветовал, найти вдохновение для своих стихотворений! — ответил Бажов. — А теперь пойдёмте дальше.

Выйдя из комнаты с абажуром, ребята попали в коридор, где стояла конторка, которую они видели на видео.

Уральский сказитель. В гостях у Бажова

— А вот это, ребятки, моё основное место, где я писал и пишу сказы. Эта конторка досталась мне от отца, который в последние свои годы работал в конторе завода. Я люблю писать по ночам, и, чтобы не будить Валечку, пишу именно тут. Самодельной тростниковой чернильной ручкой, она меня вдохновляет по сей день. А ещё для вдохновения часто прогуливаюсь по коридору, туда-сюда. Иногда совсем забываю счёт времени, и сигнал о том, что пора ложиться спать, даёт кот Пушок. Он стучит лапкой о форточку, и я понимаю, что время отдыхать.

— А вы и сейчас продолжаете активно писать сказы, Павел Петрович? — спросила Катя.

— Конечно, продолжаю. На сегодняшний день их уже 45.

— А какой сказ вы последним по счёту написали?

— «Васина гора», о старом солдате Василие, который жил на одной волшебной горе, сказ был опубликован 5 марта этого года в журнале «Молодой колхозник»

— Ой, а мы его пока не читали, — удивилась Катя. — Поищем! А сейчас над чем работаете?

— Над сказом «Далевое глядельце», об уральских мастерах, которые мечтали увидеть горные богатства через волшебный камушек. Но сейчас, конечно, зрение совсем не то, что раньше. Всё чаще работаю на печатной машинке, которую подарили мои коллеги-литераторы, я называю её «Механической помощницей», пойдёмте в кабинет, сами увидите.

«Механическая помощница» стояла на большом деревянном столе.

Уральский сказитель. В гостях у Бажова

— Вы и на ней пишете новые сказы? — воодушевлённо спросила Катя.

— В основном я печатаю на ней статьи или рецензии, а сказы я всё равно пишу от руки, а после выстукиваю их на машинке.

Рядом со столом также располагалась кровать писателя и его жены.

— Для нас с Валюшей этот кабинет ещё и спальня, — пояснил Бажов, увидев интерес в глазах детей. — Именно поэтому наши дети называли эту комнату «родительской комнатой».

Справа и слева от стола стояли шкафы с книгами.

— Я читал, что в вашей библиотеке более двух тысяч книг, что это за книги? И где вы их все храните? Тут же явно не все, — уточнил Митя.

— Да, книги самые разные: художественная литература, партийная, педагогическая, со времён, когда я работал учителем, — улыбнувшись, сказал писатель. — Они по всему дому, иногда даже и на полу. Под рукой здесь только то, что чаще всего сейчас просматриваю. Сейчас вот, например, я очень увлечён собаководством и садоводством. А ещё, конечно, камнями-самоцветами. Их, безусловно, меньше, чем книг, но тоже немало. Когда я путешествовал по Уралу, то собирал не только фольклор, но и разную информацию про камни, мне очень нравится их коллекционировать и рассказывать про них. Вот смотрите, сколько на столе разных. А есть ещё и в шкатулке!

Митя взял один из камней со стола и сел в кресло, а Павел Петрович поставил шкатулку на второй столик, рядом с которым стояла Катя, и открыл её — там были камни разных размеров и цветов.

Уральский сказитель. В гостях у Бажова

— Это известный вам малахит, — писатель протянул Кате небольшой, полированный зелёный камень с белыми узорами, которые напоминали переплетённые кольца. А потом протянул ей серый необработанный. — А вот это оникс.

— Какой-то пористый и не очень приятный на ощупь, — сказала Катя.

— А вот посмотри его в разрезе.

Сказитель протянул два камня. Первый в разрезе был розовым с белыми полосками, а второй чёрным.

— И то и другое — именно оникс, — пояснил Бажов. — Розовый — это красный оникс, его называют карнеол, а второй — чёрный, арабский.

— А какой у вас распорядок дня, Павел Петрович? — Митя решил перевести разговор в деловой русло.

— Сплю я немного, встаю рано. По будням обычно хожу на работу. Частенько с семьёй ходим в театр, в оперу. Очень любим, у нас и театральный бинокль есть, он где-то в детской, позже покажу. Но вообще очень много работаю с людьми. Они и домой приходят в любое время.

— Это в рамках вашей работы депутата Верховного Совета СССР, которым вы были избраны в этом году?

— И не только, Катенька. Я же ещё член областного комитета партии, секретарь Свердловского отделения Союза писателей. И журналист прежде всего. В общем, как всегда, разрываюсь между общественной деятельностью и семьёй. Очень хочу максимально помогать людям, но и семья для меня очень важна. Сейчас, когда я стал депутатом, стало ещё сложнее. Но держусь. Выслушиваю и стараюсь помочь каждому, если это в моих силах. Вот недавно помог мальчику из села с учёбой и поиском квартиры в Свердловске, постарался сделать всё, чтобы этим занялись, ведь даже такие вещи очень важны в наше время. И если бы не помощь родных, даже не знаю, как бы справлялся. Валяночка часто мне с машинкой помогает, а Ридочка с почтой, приносит, раскрывает.

— Ридочка? — уточнил Митя.

— Ридочка, Ридчёна. Я называю так Ариадну.

В детской Ариадна как раз баюкала Никиту, которому исполнилось два месяца. Бажов познакомил Митю и Катю с дочерью, Митя сразу схватил театральный бинокль, который лежал на маленьком столике.

Уральский сказитель. В гостях у Бажова

Ариадна передала незасыпающего сына отцу, а Митя тут же задал спонтанный вопрос, зачем в детской столько столов?

Ариадна пояснила, что письменный столик был для занятий. За туалетным, справа, все три сестры (кроме Ариадны, старшие Лена и Оля) приводили себя в порядок. А на столике, который в центре, — вышивали или рисовали. В общем, для трёх сестёр и брата Алексея — в самый раз.

— А чья это гитара висит на стене? — спросила Катя.

Уральский сказитель. В гостях у Бажова

— А это, Катенька, как раз гитара моего сына, Алёшеньки, который погиб 11 лет назад, — опустив глаза сказал Бажов. — Он был очень одарённый мальчик, писал стихи, и их публиковали в газете, фотографировал. И они с Валюшей очень любили играть на этой гитаре....

— Извините, Павел Петрович, мы не хотели… — робко сказала Катя.

— Всё хорошо, дорогая. Жизнь не всегда бывает безоблачной, приходится сталкиваться с такими вещами, — ответил писатель. — Да и, как я уже говорил, получается, я и сказы-то писать стал, чтобы отвлечься от тяжёлых мыслей…

— Павел Петрович, поделитесь своим секретом воспитания детей, — сказал Митя, чтобы уйти от тяжёлой темы.

— А давайте я расскажу, — сказала Ариадна. — Главное, что мне запомнилось, то, что папа всегда нас очень внимательно слушал и давал высказывать своё мнение вне зависимости от возраста. Мы росли в любви и согласии. Часто проводили время вместе, и вообще у нас в семье было принято вслух читать друг другу книги.

— Самое важное, дорогие, когда люди друг друга слышат, хотят помочь – так у них рождаются общие дела, а значит, и общие достижения, радости и печали. Мы вот всё и всегда стараемся делать вместе. И это очень здорово! А вот и Никитка уснул…

Ариадна взяла сына из рук Павла Петровича…

— Ну, ребятки, пойдём чай пить, — улыбнулся Бажов. — Пока мы разговаривали, Валяночка мне уже просигнализировала, что всё готово.

Разговоры за чаем в комнате с абажуром

В комнате с абажуром детей уже ждали дымящийся самовар и сладости, которые Павел Петрович как раз вчера приобрёл, — шоколадные конфеты с орешками «Рыжик», леденцы и печенье с курагой.

— Ребята, может, хотите чего-нибудь более сытного? — спросила Валентина Александровна, которая принесла клубничное варенье собственного приготовления. — У нас есть пирог с капустой и наше семейное коронное блюдо — пельмени с редькой.

Уральский сказитель. В гостях у Бажова

Ребята отказались, потому что времени на разговор оставалось совсем мало (а ещё потому, что не очень любили экспериментировать с едой, и пельмени с редькой их не очень воодушевили), а Митя сразу же задал вопрос, про который забыл под липой.

— А у хозяйки медной горы был какой-то прототип? И почему женщины в ваших сказах наделены сверхъестественными силами? К примеру, Татьяна из «малахитовой шкатулки» добилась, что её пригласили к царице, а потом она растворяется в малахитовой колонне.

— Хозяйка медной горы — это дух родного Урала, она хранительница не только драгоценностей, но и всего, что есть на нашей земле. Мужчины, если присмотреться, тоже наделены некими силами, я такое не раз слышал от рабочих, иногда добавлял сам в том же духе. В общем, такие вот народные страшилки, тем не менее очень колоритные.

— Я ещё заметила, что в ваших сказах концовка «жили долго и счастливо» — редкость. Но мы читали, что у вас с супругой красивая история любви, почему вы решили делать именно такие концовки? — спросила Катя.

— Мы с Валечкой правда очень любим друг друга, почти сорок лет бок о бок, она мой первый помощник, истинный друг, советник по литературным вопросам, кому я обязан своей творческой жизнью. И как я ей ещё не надоел? В наших отношениях были и сложные моменты, которые мы всегда переживали вместе, даже если были не рядом. А моих героев я писал с людей, которые работают на заводах и, к сожалению, в их жизни было больше боли, чем радости, — вздохнул писатель. — Да и, если подумать, как правило, концовка про «долго и счастливо» не очень отражает реальную жизнь. А сказы — это ведь не сказки, счастливый конец здесь не обязателен.

— Павел Петрович, — вдруг побледнела Катя, — э…

— Спрашивай, Катенька.

— Павел Петрович, я прошу прощения за вопрос, но не могу не спросить, — аккуратно начала Катя. — В ваших сказах героям, чтобы что-то получить, часто приходится жертвовать самым дорогим. Не потому ли вы стали так писать, что сами потеряли сына?

— Хороший вопрос, Катя, — тихо сказал Павел Петрович. — Я и сам обратил внимание на такое совпадение, но сюжеты так выстраивал вовсе не поэтому. А просто потому, что народные истории обычно именно так и строятся. В жизни случается всякое. И в своих сказах я, конечно, старался сделать акцент больше на чудесах, но концовки приблизил к жизни. Я ведь эти сказы не для детей писал, а для взрослых. Ребёнку, который прочитает мои сказы, могут запомниться Хозяйка Медной горы или волшебный козёл, а взрослый сможет сделать для себя совсем другие, взрослые, выводы.

— А я понимал это даже в раннем детстве, — признался Митя. — Но ведь «Серебряное копытце», «Огневушку-Поскакушку» и «Голубую змейку» вы явно написали для младшего поколения.

— Пожалуй, Митя, ты прав. Сказы я писал для взрослых, но, когда создавал именно эти три сказа, думал и о детях. Вот они такими и получились.

— Павел Петрович, — Митя сделал паузу, — так как нас занесло в 1946 год, не могу вас не спросить о Великой Отечественной войне. Как вы жили во время войны? Как встретили известие о победе?

— Во время войны в нашем доме жила почти вся семья, приехала моя старшая доченька Оля с моим первым внуком Володей. С нами также жила Ридочка, только средненькая дочь Леночка осталась в столице с мужем. Это было тяжёлое время для каждого. Но случалось и хорошее, например, мои сказы начали переводить на разные языки, книги издавались почти в каждом городе Советского Союза. В мой шестидесятипятилетний юбилей в 1944 году моё творчество отметили орденом Ленина. Также из-за эвакуации я познакомился со многими людьми, с которыми до сих пор веду переписку.

Но, конечно, девятое мая 1945 года стало самым счастливым днем: мы всей семьёй оделись во всё нарядное, поехали смотреть праздничный салют на центральную площадь... Было очень много людей, все были очень взволнованы — я никогда не видел столько радостных глаз, люди плакали от счастья. Всё небо над площадью мерцало яркими огнями праздничного фейерверка.

В этот момент Бажов посмотрел на часы, которые стояли на пианино.

— Ребята, как мне сообщал лев Корнея Чуковского, ваше путешествие длится всего час, я смотрю, времени совсем немного остаётся.

— Ой, Павел Петрович, я хотела ещё спросить про фильм «Каменный цветок» по вашим сказам, который вышел как раз в 1946-м! Он же только что получил приз на Каннском кинофестивале за лучшее цветовое решение. Наверное, вы тоже приложили к этому свою руку?

— Вообще-то я был автором сценария этого фильма, вместе с Иосифом Келлером. Но, думаю, за этот приз нужно прежде всего благодарить художников фильма Михаила Богданова и Геннадия Мясникова, которых я лично возил по Уралу, чтобы они получше ознакомились с нашими краями. Мы много общались, много смотрели, по итогам этой поездки они и сделали декорации.

— Скажите, Павел Петрович, — спросил Митя дрогнувшим голосом, — а вы-то сами верите в сказки?

— А вы, ребята, верите?

— Мы, конечно, верим.

— Вот и я верю. Жизнь порой бывает суровой, но если верить в чудеса, то на любую ситуацию можно посмотреть совсем по-другому. Да и как же я могу не верить, если лев Корнея Чуковского вас ко мне перебросил? И главное чудо — это литература.

— Остаётся только на чудо и надеяться, — вдруг пробормотала Катя, — чтобы ваш дом с главного входа посмотреть. Что-то мы про него забыли.

— А я вот верю, что мы успеем, — улыбнулся Бажов и вскочил со стула, — поспешим, ребята!

Выход на крыльцо был как раз в том самом коридоре, где стояла конторка, только с другой стороны. Ребята поспешили за писателем и мигом оказались на крыльце главного входа дома Бажовых.

— На память о нашей встрече, ребята, хотел вам подарить вот такой маленький подарочек, — Павел Петрович достал из кармана маленький малахит и отдал его Кате. — Ну что, давайте проща….

Уральский сказитель. В гостях у Бажова

И в это мгновение Бажов и крыльцо рассыпались на сиреневые точки!

Возвращение домой

А Митя и Катя оказались в зале у ёлки, кот Феликс аж подпрыгнул на диване от неожиданности. В этот момент в зал зашли родители с большими пакетами в руках.

Уральский сказитель. В гостях у Бажова

— А мы ездили в магазин, решили купить побольше новогодних игрушек для ёлки, — сказал папа, — но, смотрю, вы уже начали?

— Да мы только решили начать наряжать старинными игрушками, из зелёной коробки, — сказала Катя, — Но теперь продолжим вместе!

— Что-то я такой зелёной игрушки, как ты держишь, и не помню… — что-то заподозрила мама.

— Да и я тоже! — честно сказала Катя.

— Как чудесно, что скоро Новый год, — поспешил сгладить ситуацию Митя.

— Но до Нового года мы должны кое-куда ещё сходить, — загадочно произнёс папа…. А так как никто не стал угадывать, сам не сдержался. — Мы с мамой купили нам всем билеты в Музей уральских сказов по сказам Бажова. Помните, мы в детстве их все вместе читали?

Текст подготовлен корреспондентом «Классного журнала» Викторией Титовой

«Классный журнал» благодарит за помощь в подготовке материала: коллектив Мемориального дома-музея П.П. Бажова и лично его заведующего Георгия Григорьева; «Новую школу литературы» и «Виртуальный художественный театр» в лице их создателя и бессменного консультанта «Литературной одиссеи» Павла Суркова.

«Литературная одиссея»: в гостях у Чехова

Информационную поддержку «Литературной одиссее» (в рамках которой читатели «Классного журнала» уже встретились с Чуковским в Переделкине в 1960 году, с Тургеневым в Спасском-Лутовинове в 1881-м, с Заходером в Комаровке в 1983-м, с Пушкиным в Болдине в 1833-м, с Паустовским в Тарусе в 1963-м, с Некрасовым в Карабихе в 1872-м и с Чеховым в Мелихове в 1895-м), оказывают Российская библиотечная ассоциация, Российская школьная библиотечная ассоциация, Московская дирекция по развитию культурных центров «Мосразвитие», Российская государственная детская библиотекаЦентральная городская детская библиотека им. А. П. Гайдара и ПАО «Ростелеком»


Поделиться: