Классному журналу 25 лет
Не хочу! Не буду! Столичный психолог рассказал, как родителям договариваться с ребенком

Не хочу! Не буду! Столичный психолог рассказал, как родителям договариваться с ребенком

Наверняка многие хоть раз в жизни наблюдали такую картину: в торговом центре или кафе ребенок закатывает истерику родителям, кричит, скандалит, что-то требует, а бедные папа и мама не знают, что с этим делать. Рано или поздно приходит момент, когда послушный малыш начинает бунтовать. Нередко это можно наблюдать и у подростков. Как договориться с ребенком в таких ситуациях, рассказывает медиатор семейного центра «Красносельский», руководитель окружной службы медиации Центрального автономного округа Москвы Владимир Графский.

Не хочу! Не буду! Столичный психолог рассказал, как родителям договариваться с ребенком

Нет поддержки – значит будет бунт!

«Мы, взрослые люди – существа рациональные, способные оперативно реагировать на возникающие в жизни трудные ситуации, анализировать их, делать выводы и принимать решения по преодолению возникающих проблем. Дети же больше живут эмоциями и реагируют прежде всего инстинктивно. У них больше работает интуиция, чем разум, поэтому их поступки непосредственны и зачастую непредсказуемы и мало понимаемы взрослыми. В связи с этим родителю трудно дать оценку поведению ребенка, если нет понимания этого. Поэтому чаще всего родители прибегают к запретам и нравоучениям, как «правильно», как «надо» вести себя ребенку в той или иной ситуации. А дети могут вести себя по-разному в зависимости от обстоятельств», – рассказывает Владимир.

Благополучный ребенок, вырастающий в атмосфере любви, заботы и справедливости, открыт миру, его поступки спонтанны. Он может огорчаться, пугаться чего-то, не справляться с чем-то, но не боится сказать об этом своим родным. Потому что знает, что получит защиту и поддержку.

Но если такой уверенности нет и ребенок закрывается, то он может выбрать две линии поведения: приспосабливаться к поведению родителей в критических для него ситуациях или сопротивляться, бунтовать против них.

Приспосабливающийся ребенок постоянно заискивает перед другими, пытается угадать, что от него ждут родители и другие значимые люди, и подстроиться под их желания. Может показаться, что это хорошо: родителям с ним легко. Но такие малыши почти никогда не проявляют инициативу, боятся искать и открывать что-то новое, боятся творить. Они часто стараются подстраиваться под требования других в ущерб своим интересам, своей индивидуальности, и в результате теряют себя.

Чаще всего, не получив требуемого объема любви и ласки, не ощущая заботы и защиты, юные бунтари не верят, что их потребности будут удовлетворены. Такой ребенок чувствует себя отверженным, ненужным и в ответ начинает конфликтовать, вести себя дерзко и грубо, а также замыкается, перестает воспринимать то, что ему говорят взрослые.

Все поправит любовь и забота

Ребенок-бунтарь либо хронически нуждался в тепле, защите, и внимании и постоянно недополучал их, либо в силу резкой смены обстоятельств неожиданно лишился их – например, бабушка ребенка баловала, а мама стала проявлять строгость в воспитании.

Такая депривация любви, если она носит длительный характер, приводит к тому, что ребенку легче и безопасней быть уверенным в том, что его эмоции и желания никому не нужны. Они всегда обесцениваются. Ребенок может даже научиться получать выгоды от этого. Он начинает стараться получить то, что хочет, через «нелегальный» выплеск своих чувств и желаний. Берет на вооружение скандал, шантаж, манипулирование и угрозы. Все делает наперекор и при этом постоянно себя жалеет.

Часто у такого ребенка возникают мысли: «Вот заболею и умру, а вы будете плакать по мне и говорить, какой я был хороший». Безразличие, тотальное недоверие заставляют его делать все назло, наперекор требованиям уставших и отчаявшихся родителей.

«Если ребенок начал регулярно бунтовать, это означает, что он слишком долго ждал от вас чего-то значимого и желаемого для себя, но так и не получил», – говорит Владимир.

Как договариваться с бунтарём

Во-первых, нельзя соглашаться на предлагаемые им негативные утверждения – типа «делай как знаешь, но потом не плачь». Бесполезно убеждать ребенка или обращаться к его рациональной части: «Ну ты же умный мальчик и этого не сделаешь». Нужно не бросаться выполнять все его требования, а попытаться прояснить его нарушенные потребности, стоящие за этим. А они могут быть разными. У совсем маленьких это могут быть простые физиологические потребности: устал, хочет есть, не выспался. У детей постарше – потребность в безопасности и любви. А у подростков – нехватка понимания, доверия, принятия факта его взросления.

Удовлетворите нарушенные потребности ребенка, и он не захочет больше бунтовать. Важно давать ребенку возможность проявлять свои естественные эмоции, даже если они носят негативный, социально неодобряемый характер: гнев, агрессию, недовольство чем-то. Дайте понять ребенку, что принимаете его таким, какой он есть, и скажите ему об этом. И только после того, как он почувствует, что его принимают и признают его право на вышеперечисленные потребности, можно заводить переговоры на рациональном уровне, объяснять, что вы можете выполнить из его требований, а на что у вас в данной ситуации не хватает ресурсов: времени, денег, энергии. Не стесняйтесь открыто озвучивать и свои потребности тоже. Вести такие переговоры нужно на равных, не с назидательных родительских позиций, а разговаривая, как со взрослым.

Не ждите быстрых изменений

Если ваш ребенок проявляет черты бунтаря уже давно и по разным поводам, то есть это стало манерой его поведения, то, значит, ситуация носит затяжной характер, она запущена. Поэтому не следует ждать быстрых и легких изменений. Хорошая межпоколенческая коммуникация теряется быстро, а восстанавливается долго и трудно. Такая ситуация не изменится сама собой, типа «ребенок перебесится и возьмется за ум». Нет, тут надо занимать активную позицию и постепенно, ненавязчиво взращивать утерянные доверие и взаимопонимание. Старайтесь четче понимать весь спектр потребностей своего ребенка с учетом прогресса, быстро изменяющего окружающий мир. Социальные сети, стримы, флешмобы – интересуйтесь интересами детей и делайте это искренне. При этом не стесняйтесь обращаться за помощью – к психологам, семейным медиаторам, педагогам-воспитателям. Сами пересматривайте свои взгляды на многие вещи, помня, что дети – это прежде всего отражение нас самих, наших поступков.

Если с этим ничего не делать, то ваш уже взрослый ребенок, как только встретится с очередными ограничениями и запретами, то, невзирая на солидный возраст, вновь начнет вести себя, как ребенок-бунтарь. Но вот только со взрослыми в состоянии бунтующего ребенка никто уже нянчиться не будет. Они, в отличие от маленьких детей, сами ответственны за удовлетворение своих потребностей. И если они не усвоили этот урок и не научились делать это в конструктивной форме, то на протяжении всей своей жизни будут и дальше сталкиваться с подобными трудностями.

Порой родителям бывает сложно понять причины странного поведения ребенка. И не всегда получается справиться с ситуацией без внешней помощи. Психологи и специалисты по работе с семьей столичных семейных центров готовы прийти на помощь в трудную минуту. Для удобства москвичей на портале «Мой семейный центр» создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель столицы может оставить свое обращение, и с ним свяжутся в течение одного рабочего дня


Поделиться: