Из цивилизации Гутенберга в социальные сети Цукерберга

Из цивилизации Гутенберга в социальные сети Цукерберга

О пользе чтения рассуждает врач, писательница, издатель, автор книги для семейного чтения «Рассказы о Ромке и его бабушке» и романа «Твоими глазами», соорганизатор международного конкурса короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие волшебники» и фестиваля детских театральных коллективов «Живая книга» София Агачер.

Из цивилизации Гутенберга в социальные сети Цукерберга

 

Меня часто спрашивают – «Откуда у вас столь острый интерес к теме семейного чтения?» «У меня родился внук, – отшучиваюсь я, – и наконец-то дошло, что единственное, ради чего мы приходим в этом мир, – это рождение и выращивание своего потомства. А созидание и развитие собственной души и прочая дребедень – это всё от скуки бытия».

По базовому образованию я врач и понимаю, что в реалиях современного информационного бума только безграничная родительская любовь может смягчить его последствия для умственного, эмоционального и физического существования наших детей и внуков. Как писатель я взаимодействую с миром посредством слова, а как врач я чувствую и вижу, что язык, точнее устная и письменная речь, резко и стремительно меняется или болеет.

Как же сплетены воедино наши дети, семья, информационный бум и изменения в современном языке? Попробуем не разобраться в проблеме. Нет! В рамках столь короткой статьи это невозможно! И даже не привлечь к ней внимание – а лишь прошептать: «Помогите...»

Контент – это информационное содержание сайта, а также книги, газеты, журнала. Заметьте: сайта, а потом уже книги. Попробуйте произнести вслух: контент стихотворения Пушкина…

Бессмыслица какая-то!

А вот «контент романа такого-то современного писателя» звучит легко и привычно. Синонимом к одному из значений слова «язык» является слово «речь». Именно речь служит, как мне кажется, маркером, позволяющим определить отношение человека к миру, стране, родовой истории, людям… За последние 20 лет речь, как устная, так и письменная, стала более примитивной и краткой. Мозг человека потребляет большое количество энергии – чем сложнее задача, тем больше энергозатраты. «Экономика» мозга подталкивает его к решению более простых задач, поэтому из двух текстов мозг выберет более простой.

Чем больше примитивных контентов (текстовых, визуальных, слуховых) предлагают человеку СМИ и социальные сети, тем больше его мозг ленится, деградирует, становится управляемым и неспособным к выбору и принятию собственного решения.

Массовый современный читатель, увы, предпочитает тексты простые и не воспринимает более сложные.

Повсеместно распространилось клиповое мышление (навязанное, кстати, телевидением, рекламой, роликами, пресловутыми презентациями, втискиваемыми даже в школьные уроки), которое породило странный вид нового человека, не способного фокусировать внимание дольше полутора минут. Ему нужна смена «картинок», его вечно нужно «вовлекать» и «завлекать». При этом тот же самый индивид не способен генерировать свои идеи, трансформировать или совершенствовать чужие (а мы ведь когда-то со школы знали, что, если велосипед изобретён, всегда есть возможность его усовершенствовать!). То есть наши самые замечательные, самые любимые, самые-самые дети, ради кого мы живем и кто с таким удовольствием приклеивает себе модное нынче слово «креативность», оказываются абсолютно беспомощны. Кто-то из «метких» журналистов даже название этому явлению придумал: «поколение пластиковых стаканчиков». Вот так уныло, ужасно, уничтожающе: целое поколение «легкозаменимых», целое поколение «одноразовых» людей, оставленных на обочине прогресса за ненадобностью… Всё сложнее становится научить ребёнка читать (не буквы перебирать, в слова складывая, а понимать, оценивать мысль), всё сложнее объяснить ему принципы морали и духовности...

Высокохудожественные, философские и эмоциональные произведения остаются невостребованными – происходит упрощение и обеднение литературных произведений. «О, если бы они их читали?!» – воскликните вы. Нет, читающих много. Причем есть даже такие, кто читает запоем и весьма серьёзную литературу! Но большая-то часть предпочитает «в кратком изложении»! К ужасу своему узнала – не поверите! – что даже педагоги наущают, давая бесценный совет, читать именно краткое содержание, претендуя при этом на звание наимудрейших из мудрых.

А может, так и надо? Создаётся новое общество!..

Но как мучительно хочется назад, в доцифровую эру. Посидеть на квартирнике и поспорить о поэзии Евтушенко и Мандельштама, о мистических откровениях Флоренского и Гумилева.

Между тем в обществе нарастает эпидемия «цифрового аутизма», появляется «цифровая» зависимость. До 70% подростков к 14 годам предпочитают общаться друг с другом в сети. Непосредственное общение вызывает быструю утомляемость и агрессию. Физически объект общения становится неважен и легко может быть заменён другим, отсутствует эмоциональная привязка. Относится это не только к сверстникам, друзьям, но и к близким людям: родителям, членам семьи. Чтобы избежать подобной разобщённости, педиатры, например, советуют мамам и папам больше держать своих новорожденных детей на руках. Возник даже такой термин – слингомама. Материнское тепло необходимо для развития малыша, как и молоко.

Тепло и эмоции созидают любовь.

Но в мозге человека сеть нейронов, необходимая для процесса мышления, развивается до 25 лет. И развитию этому нужно способствовать именно через тесное общение!

Куда же всё девается, когда малышу попадает в руки айфон?

Литературная, грамотная речь вытесняется контентом социальных сетей, объём которого растёт с чудовищной скоростью, заменяя непосредственное общение. Происходит подмена понятия: люди привыкли думать (вернее, думать, что думают), забыв о том, что человеку дано мыслить… Мысль самостоятельна, она рождается из опыта разных планов (переживания, сомнения, удивления, горя и радости, проб и ошибок и т. п.). Но мыслить нужно научить – процесс сложный, требующий и терпения, и времени, и собеседника (поскольку речь идет о передаче, обмене опытом; часто это более взрослый человек), и мудрости, и желания искать и найти, докопаться-таки хотя бы до истока… Но современному миру жаль на это и сил, и жизни. Гораздо проще взрослым, например, отделаться видимостью участия в воспитании, имитацией интереса… А ребёнок научается на этом примере и мимикрирует моментально!

В современных реалиях из острой необходимости возникло понятие «цифровой гигиены». Запрет или ограничение нахождения наших детей и внуков в сети не решают проблему, а вызывают зачастую потерю контакта, иногда и агрессию.

Одну зависимость необходимо заменить другой! Но занятие спортом и другим творчеством со сторонними педагогами не приведёт к тесному общению между родителями и детьми и восстановлению того ощущения счастья, когда ребёнок лежал на вашей груди.

Надо придумать совместное творчество!

Одним из самых распространённых совместных занятий является чтение или рассказывание сказок, историй.

Научить читать – это простейший гарантированный способ вырастить грамотных, думающих детей. Да, грамотные люди, интеллектуально развитые и независимые в плане суждений, читают художественную литературу! К тому же homo legens чаще испытывает счастье, ведь чтение – это само по себе наслаждение, такая зависимость не вредит человеку, а наполняет душу новыми ощущениями, шлифует чувства… Художественная литература порождает эмпатию – способность крайне важную в современном мире.

Да и вообще литература – это чудо. Как говорил один из писателей, из 33 букв и пригоршни знаков путем их перетасовки можно создавать целые миры, объяснять законы, творить человека… вы вдруг понимаете, что внешний мир – это тоже вы. По-моему, красиво сказано и глубоко!

Для совместного чтения очень важен выбор книги! Лучше всего воспринимаются произведения о взаимоотношениях или приключениях детей и взрослых. Обсуждая их, можно поговорить о себе самих и даже сочинить собственные истории, написать сценарий фильма о себе. Такое общение поможет не только развивать речь и остроту мышления, но и закреплять тесные эмоциональные связи и даже формировать позитивное будущее семьи. Привычку совместного чтения и обсуждения дел желательно поддерживать ежедневно.

Когда у меня стал подрастать внук, эта проблема возникла и передо мной и подтолкнула к организации конкурса короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие волшебники», созданию серии книг «Дети и взрослые детям и взрослым». Конечно, ребенку нужна очень сильная и интересная мотивация для того, чтобы вместе с мамой или папой сочинить рассказ про себя любимых, а не прилипнуть к экрану вожделенного компа. А чем не мотивация: участие в международном конкурсе; получение грамоты и приза; выступление на сцене со своим рассказом; издание книги, которой можно похвастаться перед друзьями-одноклассниками; фотографии с известными писателями, выложенные в сеть… Да мало ли что ещё можно придумать, чтобы сохранить и развивать общение с любимым чадом!

Но все это прежде всего должно быть жизненно необходимым для нас, взрослых!

Любовь созидается общением, а это труд – кропотливый и нелегкий.

И если осознать то, что стена, краеугольным камнем которой является наш «великий и могучий» русский язык, может рухнуть с уходом нас, носителей этого языка, то тема семейного чтения и воспитания некого количества молодых людей, чувствующих энергетику слова, не покажется такой уж ничтожной.

Дорогие литераторы, писатели, драматурги всех возрастов и профессий, обращаюсь к вам и жду короткие рассказы на конкурс рассказов для семейного чтения «Мы и наши маленькие волошебники», третий сезон которого был недавно объявлен детским изданием «Классный журнал» и на моём сайте Agacher.com ), (рассказы первого и второго сезона можно прочитать в рубрике «Читать как дышать» )

Из цивилизации Гутенберга в социальные сети Цукерберга

Автор выражает благодарность за помощь, оказанную при написании статьи, Ирине Володиной и за её «записки на манжете», основанные на 25-летнем опыте преподавания русского языка и литературы.

См. также программу «Классного журнала» на канале «МедиаМетрикс», гостем которой была София Агачер


Поделиться: