«Мы и наши маленькие волшебники!»: слепоглухие авторы, отмеченные членами жюри, часть вторая

«Мы и наши маленькие волшебники!»: слепоглухие авторы, отмеченные членами жюри, часть вторая

Второй год подряд в Международном конкурсе короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие волшебники!» принимают участие слепоглухие авторы. Организаторами этой части конкурса являются не только «Классный журнал», литературное агентство Софии Агачер и фонд «Живая книга», но и фонд поддержки слепоглухих «Со-единение». Совсем недавно «Классный журнал» опубликовал рассказы победителей этого этапа, которые заняли первое, второе и третье места. В прошлом выпуске рубрики мы рассказали об авторах, отмеченных исполнительным директором Фонда «Со-единение» Натальи Соколовой и создателем конкурса «Мы и наши маленькие волшебники» Софией Агачер. Сегодня же вашему вниманию предлагаем работы Сергей Новожеева (Владивосток) и Елены Волох (Москва), отмеченных директором по детским проектам издательства «Открытые системы» («Классный журнал» и «ПониМашка») Алексеем Ходорычем; Веры Филатовой (Москва) и Ирины Балыкиной (Нижний Новгород), отмеченных главным редактором журнала для слепоглухих «Ваш собеседник» Натальей Кремнёвой; и Ирины Поволоцкой (Москва) и Владимира Рачкина (Пермь), отмеченных (руководитель проектов по связям с общественностью Фонда «Со-единение» Владимиром Коркуновым.

«Мы и наши маленькие волшебники!»: рассказы победителя этапа конкурс

Учись, не сдавайся!

Со слухом у меня были сложности с рождения, плохо разбирал речь и был необщителен. Неправильно выговаривал слова, многих вообще не знал и отставал от обычных детей. Мне всегда говорили четко и медленно. Ровесники смеялись над моим неправильным произношением и поддразнивали. Меня стали водить в больницы, где врачи кололи уколы и даже укладывали в барокамеру. Я очень боялся лежать один в закрытой барокамере и всегда брал с собой много игрушек. Было ощущение, что летал в космосе. В детском саду стеснялся носить маленький слуховой аппарат и всегда прятал его под волосами, которые специально отращивал. Стоило маме заговорить про стрижку, как я со страхом представлял себе, что не смогу прятать аппарат, и отмахивался. Таким был артистом. К началу учебного года резко изменилось зрение. Перед моими глазами предметы стали непрерывно двигаться. Я удивлялся, почему все вокруг крутилось и качалось. Снова пошли люди в белых халатах, уколы, и ничего не помогало.

Чтобы не отставал от других детей, педагоги и мама стали проводить со мной дополнительные занятия. Я вырезал картинки, клеил в альбомы и писал под ними печатными буквами короткие стишки. Также решал задачки с помощью палочек и писал простые десятичные цифры. Рисовал красками, лепил из пластилина, клеил цветные бумаги и собирал мозаику. Когда у меня не получалось делать ровно и красиво, меня успокаивали и говорили:

— Учись, не сдавайся!

Я снова принимался за работу. Старался правильно попасть в детали, которые постоянно перемещались перед моими глазами. Педагоги и мама помогали и повторяли:

— Учись, не сдавайся!

Так меня заранее подготовили к школе, и я уже умел читать, писать и считать.

Папа учил меня столярному делу: пилить, строгать, забивать гвозди и закручивать шурупы. Он работал наладчиком на инструментальном заводе и всё умел. Вдвоем мы чинили или делали новые вещи, и папа показывал, как надо обращаться с инструментами. Сначала у меня не получалось пилить ровно, и если я попадал молотком по своим пальцам, папа говорил:

— Учись, не сдавайся!

Я дул на свои руки и снова принимался за работу. Но упрямая пила пилила мимо намеченных линий, которые бегали перед глазами, от чего доски получались кривыми. Я очень расстраивался и вообще потерял надежду, что смогу пилить ровно… Вдруг папа изготовил приспособление в виде линейки с углом на конце. Она стала служить мне ориентиром. Клал на край доски уголочек и пилил вдоль линейки, которая не давала уклоняться в сторону. И пошло-поехало! Все было ровно и аккуратно. Я светился от счастья! Папа улыбался и повторял:

— Учись, не сдавайся!

Как-то нам захотелось посадить на балконе помидоры, перец и лук, чтобы понаблюдать за ростом. Мы с папой дружно взялись за работу и стали делать ящички разного размера. Вместе пилили, строгали и заколачивали гвозди. Я увлеченно работал и вдыхал приятный древесный запах. С любопытством наблюдал за стружками, которые появлялись из рубанка. Вытаскивал кривые гвозди пассатижами и снова забивал. Вскоре ящики были готовы, мы поставили их на балкон, наполнили землей и посадили растения. Я и моя сестра каждый день бегали и с интересом наблюдали, как росли и созревали плоды.

А когда мне исполнилось семь лет, семья подарила мне на день рождения большую коробку… Я с удивлением спросил:

— Что это?

Мне предложили посмотреть. Я открыл и заглянул… В коробке лежал набор маленьких рабочих инструментов для детей: пила с удобной ручкой, молоток, рубанок, отвертки и разные приспособления.

Если хочешь добиться чего-то в жизни, никогда не теряй надежду. Всегда иди вперед и только вперед: «Учись, не сдавайся!»

Об авторе

Сергей Новожеев — прозаик. Родился здоровым ребёнком, но постепенно терял зрение и слух, появились проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Создаёт рельефно-графические пособия к книгам и учебникам для слабовидящих людей. Его детище — специализированный проект «Памятники Владивостока». Автор тематической выставки рельефно-графических пособий «Памятники Второй мировой войны», «Знаки воинской доблести», «Техника Великой Отечественной войны». Это многоформатные альбомы, в которых представлена краткая информация, напечатанная по брайлю и плоскопечатным шрифтом, а также фотографии и рельефные изображения. Лауреат I степени первого литературного конкурса для слепоглухих «Со-творчество» (2019).

«Мы и наши маленькие волшебники!»: слепоглухие авторы, отмеченные членами жюри, часть вторая

День Победы

Было это в середине 80-х. Мы с мамой работали: мама инженером на заводе, я в библиотеке. Я ещё училась заочно на библиотечном факультете института культуры. Мама мне помогала. Время было заполнено до предела. Мы редко могли куда-то выбраться.

Но однажды в День Победы мы решили погулять в Парке культуры им. Горького. Погода была чудесная, солнышко, сидеть дома не хотелось.

Мама перенесла войну ребёнком. Она рассказывала, как было голодно и страшно.

Помнила, с какой радостью встретили люди Победу, как обнимались и плакали. И спустя сорокалетие ей захотелось оживить воспоминания.

В парке было празднично. Нарядные разновозрастные люди, многие с детьми, гуляли по дорожкам, сидели на лавочках, катались на каруселях…

Мы с мамой пошли по главной аллее, где встречались ветераны. Видели, как подходили бывшие воины к своим товарищам, обнимались и усаживались вспоминать былое.

Неожиданно я заметила одинокого дедушку. «Мам, давай подарим ему цветы!» — предложила я. Мы купили симпатичный букет и вручили ветерану. Как же он обрадовался! Просиял, очень благодарил, целовал нам руки...

Они с мамой разговорились. Я не слышала слов, но по лицам и движениям угадывала суть. Видимо, сначала дедушка рассказывал о себе, военном прошлом. Мама внимательно слушала, и в какой-то момент у неё на глазах выступили слёзы. Потом разговор перешёл на нас с мамой. Мама показала ему несколько дактильных букв, иллюстрируя, как со мной разговаривают. Он спрашивал что-то ещё, мама отвечала, и я ловила на себе его тёплый взгляд.

Тут к нашему ветерану подошли два товарища. Он радостно занялся ими, а мы с мамой отошли в сторону. Сели на лавочку, и она дактильно передала мне их разговор. Ветерана звали Николай Степанович. Он прошёл всю войну, был ранен, ходил с палочкой. После войны окончил пединститут, 30 лет работал учителем математики, вышел на пенсию. Жена умерла, остались два сына, внуки. По дому всё делал сам, помогал детям. Узнав о моей инвалидности, заинтересовался моей учёбой, работой, отношением ко мне людей, маминой помощью. Сказал, что мы заслуживаем орден за эту борьбу в трудных условиях. Спрашивал и о моих бытовых навыках, советовал не слишком меня опекать…

«Хороший дедушка!» — вздохнула мама. «Да», — подтвердила я. Мне хотелось, чтобы Степаныч стал моим отчимом или просто другом. Казалось, он всё поймёт в наших с мамой трудностях, подскажет правильный выход… Я промолчала.

Мы с мамой встали и пошли к выходу. Нас догнал молодой человек. Поговорил с мамой, что-то записал и ушёл. «Это его внук Алёша, — объяснила мама. — Попросил мой телефон».

Через пару дней раздался звонок. Мама с улыбкой показала мне буквы Н.С. Пока говорила, улыбалась. Положив трубку, сказала: «Он рад был познакомиться. Спросил, как дела. У него ремонт квартиры. Закончится — встретимся».

Степаныч звонил не раз. Расспрашивал о житье-бытье, давал дельные советы. Мама расцветала от этих звонков. Я была рада за неё. И наша бабушка улыбалась, чувствуя состояние дочери. Обычные дела шли легче, мы много шутили, смеялись. Потом у меня началась сессия. Мама ездила со мной, помогала записывать лекции. Степаныча мама предупредила, он пока не звонил.

Но однажды, когда я сдавала экзамен, а мама ждала в коридоре, дома раздался звонок. Бабушка взяла трубку. Мужской голос назвал имя мамы. Бабушка сказала, что её нет дома. Голос вздохнул, прошептал что-то невнятное и отключился. Я в это время получила «пятёрку», вышла к маме, и мы поехали домой. Услышав от бабушки о звонке, встревоженная мама позвонила Степанычу. И успела. Нарочито бодрым голосом он сообщил, что «немножко заболел», но постарается быстро поправиться. Мама предложила его навестить, он поблагодарил и отказался. Сказал, что ничего серьёзного нет, выздоровеет и мы увидимся. Пожелал доброго здоровья и успехов.

На другой день позвонил его внук Алёша. Рассказал, что дедушка болел давно и тяжело, но держался, делал всё, что мог, двигался, радовался жизни… Разговоры с моей мамой его ободряли, давали силы терпеть боль.

В тот день приступ был особенно сильным. Николай Степанович и набрал наш номер. После разговора с мамой улыбнулся… и впал в кому, из которой уже не вышел.

Мама ездила на прощание. Меня не взяла. Вернувшись, рассказала, что народу было много. Его любили и уважали.

В душе остался тёплый лучик от встреченного в День Победы хорошего человека. Лучик поддерживал в трудных ситуациях, оставаясь в памяти добрым, обнадёживающим взглядом солдата, учителя, друга.

Недавно Николаю Степановичу исполнилось бы 100 лет.

Об авторе

Елена Волох — прозаик, поэт, эссеист. Училась в школе для слабовидящих, потом в библиотечном техникуме, затем на библиотечном факультете Института культуры. 20 лет проработала в разных библиотеках. В перестройку была сокращена, занималась общественной работой. Сотрудничала с журналами «В едином строю», «Наша жизнь», «Ваш собеседник». Сейчас занимается своим здоровьем, бытом, общением, творчеством, осваивает компьютер. Двукратный победитель конкурса «Со-творчество» в номинации «эссе» (2019, 2020), а также конкурса короткого семейного рассказа (2021).

«Мы и наши маленькие волшебники!»: слепоглухие авторы, отмеченные членами жюри, часть вторая

Открытие великой тайны

Прошло где-то месяца два после нашей с Мишей свадьбы.

Позвонил по телефону Мишин брат Серёжа, я взяла трубку.

— Здравствуй, Верунчик! Что-то долго не подходите! Как вы там поживаете? Чем занимаетесь? Мишаня что делает?

А я занята: работа кипит — приготовление обеда идёт полным ходом.

— Привет, Серёж! — отвечаю. — Да у меня вот кухонные дела — картошку чищу, а Мишаня, наверное, телевизор слушает. Сейчас позову, он, похоже, звонок не услышал, а мне надо руки ополоснуть и до телефона дойти, трубку найти — вот и получается долго. Так что мы не нарочно задерживаемся на звонки отвечать.

— О-о! Картошечку-то чистит Веруня? — задумчиво так вопрошает и удивлённо добавляет: — Н-да-а… Молодец, Верунечка! Ну давай, зови мне братана моего.

Я подумала, чего это он так удивляется? Позвала Мишу, а сама на кухню — дальше делами заниматься.

После телефонного разговора муж нежно чмокает меня и говорит:

— Тебе привет и поцелуйчики от Серёжи и Наташи. (Это жена Серёжина.)

Отвечаю:

— Спасибо!

Мишаня спрашивает:

— А чего тебе там Серёнька рассказывал?

— Да спросил просто, кто что делает. Ну я и сказала, что готовлю, а ты телик слушаешь, да и некогда мне с ним разговаривать: надо было скорее картошку почистить, пока вода не закипела.

Вскоре пригласили нас с Михаилом на день рождения Любочки, Мишиной сестры.

Народу было много: почти вся Мишина родня с семьями и друзья. Все нарядные и весёлые, подшучивают друг над другом, обнимаются да целуются. Дружные такие — любо-дорого смотреть.

Стол накрыт шикарный, и чего там только не было! И рыбка-то красная тебе, и рыбка белая, слабосолёная и жареная, маринованные огурчики-помидорчики, баклажанчики запечённые, грибочки разные, нарезка: колбаска варёная и копчёная, грудиночка да кореечка, сальце солёненькое с чесночком, с перчиком.

На жаркое утка с яблоками, красивая такая да вкуснющая — пальчики оближешь. Вина да напитки, соки на любой вкус.

Фрукты в вазах и блюдах глаз радуют: виноград изумрудный, апельсины как солнышки, бананы уже очищены и нарезаны столбиками, даже клубника горками в вазочках — ароматная-преароматная! А на дворе-то ноябрь!

Пирожные, конфеты, и торт огромный — воздушный, весь ягодами, шоколадом и кремом разукрашенный, очень необычный!.. В общем, всё что пожелаешь — к чаю и кофе.

Глаза разбегаются, слюнки текут! Как будто в сказку попала!

Сестрёнка-то Мишина, оказалось, в ресторане работала, да шеф-поваром! А это вам не хухры-мухры!

Все наелись (а точнее — объелись), напились, по квартире разбрелись: курящие в коридор вышли и на лестничную площадку, толкуют кто о чём, остальные за чайком неспешно беседуют, разные случаи вспоминают.

И тут Марина (подруга сестры Михаила) говорит:

— А помните, как Мишаня, когда зрение потерял, мечтал: «Мне бы встретить женщину хорошую, хотя бы с небольшим «подглядом», я бы ей картошку чистил и помогал бы во всём…»

Слушаю такие речи, задумалась: «Интересное дело: почему это картофель я чищу сама, когда со мной всегда рядом есть любитель этой работы? Непорядок наблюдается! Нужно бы разобраться с этим вопросом».

Конечно же, тогда мужу я говорить ничего не стала, но после вспомнила разговор с Серёжей и поняла, почему он удивился, когда услышал, что именно я занимаюсь картошкой.

Дома дня через два подхожу я к Мишане, присаживаюсь рядышком, чмокаю в щёчку и спрашиваю, нежно так и ласково:

— А почему ты мне картошечку не чистишь?.. Знаешь, раскрыли мне в гостях у Любани твою тайну, что ты так мечтал, так мечтал… ну-у, картоху эту чистить...

Рассмеялся в ответ муженёк мой:

— Э-эх! Сдали меня родственнички с потрохами!..

И с тех пор стал картошку чистить. Да так хорошо и быстро у него это получается, ни за что не подумаешь, что совсем незрячий эту работу делает — настоящий профессионал!

Вот так и ушла из моих рук картошечка в мундирах.

Ох, как же это здорово, когда такой прекрасный помощник рядом есть! Тьфу-тьфу-тьфу, не сглазить бы!

Об авторе

Вера Филатова — поэт, прозаик. Участница (2020) и победительница в номинации «проза» (2021) литературного конкурса для слепоглухих «Со-творчество». Живёт в Москве.

«Мы и наши маленькие волшебники!»: слепоглухие авторы, отмеченные членами жюри, часть вторая

Масяня

Матвей Романович, Матвейка, Матвейчик. Коротко — Масяня. Масяней у нас в семье зовут моего младшего племянника. Как же ему это подходит! Отражает, так сказать, всего его самого.

С Масяней у меня сложились потрясающие отношения. В наших с ним разговорах нет пресловутого «тётя Ира», как, впрочем, нет и субординации — тётя-племянник. Мы — лучшие друзья!

Матвею в августе исполнится ещё только одиннадцать лет, а ощущение такое, словно взрослый втиснулся в тело мальчугана. Он не по годам мудрый, сострадательный, душевный.

И всё же… это пока ребёнок. Помните выражение: «Шило в одном месте»? Прям вот про него! Ни минуты покоя. Кабы я так носилась, как он, то мне точно понадобился бы отпуск с возможностью отсыпаться сутками. Энергии у Масяни — прорва!

Успевает всё: учиться, заниматься спортом и, конечно же, раздать Ире ценные советы. Без них никак.

— Ты вот прям в этом и пойдёшь? — спрашивает Масяня, окидывая меня зорким взглядом ценителя женской красоты.

— А что не так с одеждой?

— Ир, ну разве можно понять по этим худи и штанам, что ты женщина? Нет! А как же платья, туфли? Эхх… — махнул он рукой и пошёл по своим делам.

Не поспоришь, да. Мужчине виднее.

Есть в Масяне тяга о ком-то заботиться. Года два выпрашивал у родителей завести кота. Долго отпирались. В конце концов сдались под напором мальчика. Я ж говорю, он упорный, своего добьётся.

Все думали, что хлопоты с котом лягут на плечи родителей. Чаще всего так и происходит. Ошиблись. Кот Тёма — под неусыпной заботой Масяни. Тот его и накормит, и лоток сменит, и очень любит. Котейка отвечает взаимностью.

В последнее время мы с ним редко видимся, потому что он в Смоленске, а я переехала в Нижний Новгород. Общаемся по видеосвязи. Ловлю себя на мысли, что мне стало интереснее с Матвеем общаться. Он рассудительный, с каждым днём взрослеет и набирается ума.

— Ира, не понимаю я своих ровесников. Почему они смеются над теми ребятами, у которых нет крутого телефона, фирменной одежды и кто не отдыхает заграницей? Неужели они не понимают: не всегда родители могут купить дорогие вещи. Да и в вещах ли дело? Главное ведь, чтобы человек был хороший!

Да, Масянь, важнее быть хорошим человеком. Отрадно, что ты это понимаешь. Правда, в мире взрослых тоже идут соревнования у кого что-либо круче, а дети просто перенимают неосознанно модель поведения…

Почему мы зовём его именно Масяня? Понимаете, он внешне светлый, да к тому же в нём уживаются упрямец, озорник, весельчак, непоседа, добродушие. Да и имя перекликается с Масяней. Так ласковее звучит.

Масянь, наступает лето. Пусть у тебя оно будет ярким и счастливым, а мы, твоя семья, поддержим во всём хорошем!

Об авторе

Ирина Балыкина — прозаик, публицист. Постоянный автор журнала для слепоглухих «Ваш собеседник». Участница литературных конкурсов Фонда «Со-единение». Живёт в Нижнем Новгороде.

«Мы и наши маленькие волшебники!»: слепоглухие авторы, отмеченные членами жюри, часть вторая

Мимолётные воспоминания из детства

…Бабушка вяжет. Всегда, когда вижу спицы в её руках, мне хочется научиться так же красиво и быстро мелькать металлическими тонкими спицами. Рядом с ней чувствую себя спокойно. Она никогда и никуда не торопится. Всё у неё делается быстро — кажется даже, что само собой. Хотя двигается она неспешно и мягко, дела у неё спорятся удивительно быстро.

Бабушка очень редко разговаривает «за просто так». Зато часто — поёт. Я люблю слушать её песни. Хотя не понимаю их совсем. Я не знаю, на каком языке она поёт… Я только чувствую, что поёт она о чем-то красивом, удивительно красивом… И поэтому её песни заставляют замирать, слушать — не дыша…

Я не спрашиваю её, о чём она поёт. Я просто слушаю, сидя рядом или у её ног. В её доме всегда тихо. И оба её больших кота — как два сторожевых пса. Всегда настороженно следят за посторонними, как будто готовые броситься на защиту хозяйки… Коты не дают погладить себя и уходят с дивана, если тянешь к ним руки… Упитанные, пушистые. Так и хочется почесать за ушком. Но — нет…

Бабушка улыбается:

— Ну что, егоза, поучишься вязать?

— Да!

…Я быстро освоила как вязать петельки. И гордо показывала взрослым, что умею. Первым связала длинный-предлинный серый шарф. Он получился узкий и такой удивительно длинный… Зато — мой первый! А вот набирать петли на спицы училась уже сама и гораздо позже. По книжке, взятой в библиотеке, и ещё мне помогала близкая мамина подруга — тётя Света. Первое время я бегала к ней, чтобы мне набрали нужное количество петель. Но именно вязанию, как процессу перекидывания петелек, меня научила та бабушка. И умению делать это быстро, не глядя на руки. Не думая о том, что делаешь. В состоянии тишины и покоя…

Много позже окружающие удивлялись тому, как быстро я вяжу, не глядя на спицы. А я благодарно вспоминаю науку бабушки Дуни…

Одно из ярких воспоминаний детства — когда с папой смотрели телевизор и попадали на концерт Большого Симфонического оркестра. Чаще всего это было утро субботы или воскресенья, папа был трезвый и — рядом: мы играли в дирижера — папа моей правой рукой повторял то, что делал дирижер в телевизоре, а левой — дублировал ритм. Эту игру мы придумали сами, совершенно случайно…

Я практически совсем не помню музыку на слух, даже не помню совсем как люди поют. Папа в молодости играл на гобое — звук помню совсем чуть, и то просто потому, что позже гобой слушала, а вот дирижирование и понимание ритма и гармонии — это хорошо отработалось в тех играх.

Я многое пропускаю на слух в музыке: высокие ноты даже болезненны, но когда можно почувствовать ритм — положив руку на корпус инструмента, даже вот так, через дирижирование — могу прочувствовать то, что происходит. Когда есть барабан любого вида — ориентируюсь на него, а остальные инструменты практически на уровне догадки, вибрации, просто ощущения звука.

До сих пор помню эти выступления большого симфонического оркестра — куча всего, и папино дирижирование; это дало мне ещё один навык — я умею расслабить руки и подчинить их движениям другого человека, что очень сильно помогло мне потом в занятиях танцами и не только…

Я самостоятельно пробовала учиться играть на гитаре. Но, как и все струнные — для меня это слишком сложный инструмент. До потери слуха играла на пианино — с учителем. Мама и её младший брат окончили музыкальную школу, предполагалось, что я тоже буду учиться в ней. Но этим планам воплотиться было не суждено. Я успела разучить ноты и научилась играть «Чижика-пыжика» и ещё какие-то детские песенки. У меня было детское пианино. Был и ксилофон. А в детсаду играла и выступала с бубном и маракасами, да и с барабаном и ксилофоном тоже выступала на праздниках.

После потери слуха обычная музыка отошла на задний план… Я и раньше слышала, например, голос ветра, шепот листьев, тихие голоса деревьев, — и эти звуки стали важнее и слышимее. Пробовала играть на ударных. Мне нравилось и нравится. Но серьезно — так и не училась…

Об авторе

Ирина Поволоцкая — прозаик и поэт, психолог, актриса, художница, общественный деятель. Член Российского союза писателей. С детства инвалид I группы по слуху и зрению. Автор автобиографической повести «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю», поэтического сборника «Ad astra per aspera» и сборника лирических миниатюр «Tabula rasa». Народный «Герой России» в номинации «Подвиг преодоления», лауреат московского конкурса «За качество жизни инвалидов» в номинации «Высокий творческий потенциал и достижения в области культуры», победитель IV Фестиваля Социальных интернет-ресурсов «Мир равных возможностей» в номинации «Радуга жизни», лауреат I Европейского фестиваля особых возможностей слепоглухих в номинации «Изобразительное искусство» и др. Окончила школу №30 для слабослышащих детей, Московский политехникум Комитета социальной защиты населения. Работала лаборантом в Институте общей и педагогической психологии и в Психологическом институте РАО. C 1989 по 2008 год занималась психологическим консультированием и преподаванием. Живёт в Москве.

«Мы и наши маленькие волшебники!»: слепоглухие авторы, отмеченные членами жюри, часть вторая

Все мы родом из детства

Случилось это ещё более 60 лет назад. До 1963 года наша семья жила в деревянном финском домике из двух комнат — родители, их пятеро детей, бабушка по материнской линии и мамин младший брат Гена. Взрослые спали на кроватях, а дети — на полу, а летом мы с папой по приставной лестнице поднимались на чердак ночевать. Отопление — печное, воду носили с колонки, отхожее место за домом, во дворе. Родители работали на заводе, а все домашние заботы легли на плечи бабушки: она готовила еду, стирала, следила за внуками. Дядя Гена, бабушкин сын, в конце 50-х был призван на Тихоокеанский флот, где прослужил 4 года — как раз в то время случился знаменитый карибский кризис, чуть не вызвавший ядерную войну. Из-за этого его «дембель» и задержали на целый год.

В один из погожих летних деньков в начале 60-х, когда я был дома на каникулах, бабушка попросила меня наколоть и принести к печке дров. Я взял топор, пошёл к сараю и начал колоть. Слышу (в то время я ещё немного слышал), бабушка высунулась в окно и кричит: «Володяяя! Володяяя!» А я лёг на траву и не шевелюсь — прикинулся мёртвым! Тут бабушка прибежала в одних носках, переворачивает меня — я и открыл глаза! Бабушка аж за сердце схватилась — так испугалась! Схватила топор, быстро наколола дров и унесла на кухню — надо же еду готовить, а я, этакий сорванец, шуточки устроил! Когда пришли с работы родители, бабушка им пожаловалась на меня! Папа снял с гвоздя специально приготовленный для «воспитательных целей» ремень, спустил с меня штаны, и ррраз — по голой попе! Я заревел в голос, забившись в угол…

Бабушка вышла из своей комнаты, где сидела за прялкой, вытерла платком мои слёзы, увела к себе и стала утешать, прижав к себе: «Не плачь, внучек мой любимый! Хошь, я те песенку спою!» Бабуля любила петь! Успокоенный и умиротворённый, я уснул, положив голову ей на колени…

Ах, бабуля, бабуля — как я тебя любил! Мне было очень стыдно за тот свой поступок! Все мы родом из детства, подчас не задумываемся над шалостями, над тем, какую боль можем причинить близким. За ту свою глупую шутку я извинился перед бабушкой. Ей немало пришлось пережить — одна растила двоих детей, мужа убили, когда она была ещё молодой… А какие вкусные пироги пекла — пальчики оближешь! Умерла бабуля в 66 лет от гипертонии, сердце не выдержало непосильного труда.

За два года до бабушкиной смерти родители получили от завода благоустроенную 3-комнатную квартиру. Жаль не дожила бабушка до такого блага… Уже после её смерти дядя Гена тоже получил квартиру в новой 9-этажке, а наш старый дом давно снесли…

Об авторе

Владимир Рачкин — публицист. Родился в 1947 году совершенно здоровым, посещал обычный детский сад. В четырехлетнем возрасте перенес менингоэнцефалит, в результате стал резко терять зрение. В 1955 году в возрасте 8 лет поступил в I класс Пермской школы для слепых. Учась в школе, стал резко терять и слух. Несколько десятилетий работал в Пермском УПП ВОС (бывшее УПП №2). Постоянный автор журнала для слепоглухих «Ваш собеседник» и участник творческих конкурсов Фонда «Со-единение». Живёт в Перми.

«Мы и наши маленькие волшебники!»: слепоглухие авторы, отмеченные членами жюри, часть вторая

О конкурсе и организаторах

Положение о конкурсе «Мы и наши маленькие волшебники!», в котором могут принимать участие и взрослые и дети, а также порядок отправки работ на конкурс, смотрите по ссылке , рассказы финалистов сезонов 2018-2019 гг можно прочитать по ссылке и в отдельном сборнике рассказов «Дети и взрослые детям и взрослым» на Ridero . Рассказы финалистов 2020 года смотрите по этой ссылке , с работами финалистов 2022 можно ознакомиться тут . Новые работы пятого сезона смотрите на сайте «Классного журнала» в разделе «Читать как дышать» .

«Классный журнал» ( http://classmag.ru ) – современный журнал полезных развлечений для детей 7-13 лет, который издательство «Открытые системы» выпускает с 1999 года. Каждый номер «Классного журнала» содержит самую актуальную информацию для детей, которые любят его за разнообразие жанров, тем и рубрик. Комиксы, квесты, анекдоты, страшилки, детективы, сканворды, тесты, эксперименты и даже новости для детей — все это есть в «Классном журнале»! Издание рассказывает об окружающем мире, взаимоотношениях, науке, путешествиях, о животных, природе, загадках нашего мира, публикует интересные истории и обзоры детской литературы, а также настольные игры, в которые можно играть всей семьей!

В 2019 на V Всероссийском конкурсе детских СМИ «Волшебное слово» «Классный журнал» был признан «Лучшим журнал для среднего школьного возраста», в 2020 на 10-м Деловом форуме российских СМИ «Классный журнал» стал победителем конкурса «Маленький принц». А в 2021 году «Классный журнал» завоевал высшую награду — Гран-при — конкурса детских СМИ «Волшебное слово» , то есть официально был признан лучшим детским журналом России. «Классный журнал» — дважды лауреат знака «Золотой фонд прессы» 1-й степени и дважды призёр международного конкурса «Золотое перо Руси».

Скачать для ознакомления 20 номеров «Классного журнала» и журнала для дошкольников «ПониМашка» можно по ссылке .

«Охотники» Бориса Алексеева на конкурс «Мы и наши маленькие волшебники!»

София Агачер ( agacher.com ), писатель, автор книги для семейного чтения «Рассказы о Ромке и его бабушке», создатель «Литературного агентства Софии Агачер». Врач, живёт и работает в Москве и в Чикаго. Считает, что книга – это живое существо, а игра – один из основных способов общения взрослых и детей. По её мнению, конкурс коротких рассказов «Мы и наши маленькие волшебники» тоже может стать увлекательной игрой для всей семьи, поскольку вместе можно не только читать, но и сочинять, рисовать и фотографировать.

«Охотники» Бориса Алексеева на конкурс «Мы и наши маленькие волшебники!»

Фонд поддержки литературной деятельности и сценического искусства «Живая книга» был создан в Москве в декабре 2019 года по инициативе группы волонтеров, объединившихся вокруг проекта Международного конкурса короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие волшебники» и Фестиваля детских и юношеских театральных коллективов «Живая книга», с целью их развития, финансовой поддержки и издания литературы для семейного чтения. С деятельностью Фонда «Живая книга» можно ознакомиться в социальных сетях: «Инстаграм» и «Фейсбук» Фонда по ссылкам.

Рассказы для семейного чтения от Нины Соловцовой из Москвы

Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» ( https://so-edinenie.org ) учрежден 8 апреля 2014 года на заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив. Цель организации – системные изменения в области поддержки и социальной интеграции людей с одновременным нарушением слуха и зрения. Ежегодно Фонд реализует множество программ и поддерживает проекты, повышающие качество жизни слепоглухих людей.

«Мы и наши маленькие волшебники!»: рассказы победителя этапа конкурса для слепоглухих авторов

См. также программу «Классное детство» на радио «МедиаМетрикс» , в которой София Агачер и член жюри конкурса «Мы и наши маленькие волшебники!», поэт, писатель, критик, драматург Лев Яковлев рассказали о том, для чего был придуман конкурс.


Поделиться: