Три удивительных рассказа от директора музея из города Беломорска Республики Карелия

Сезон 25-26 годов Международного литературного конкурса коротких семейных рассказов «Мы и наши маленькие волшебники!», который проводят «Классный журнал», писательница София Агачер и Фонд «Живая книга», продолжает директор краеведческого Беломорского музея, писатель Сергей Щуковский. Напоминаем, что мы ждём произведения и от детей, и от взрослых. Главное требование, чтобы рассказы были короткими и так или иначе связаны с семьёй или детством. Положение о конкурсе можно прочитать на taplink.cc/sofiaagacher.

 

Лето на подоконнике

Димка пришёл с прогулки возбуждённый, ему не терпелось поговорить с отцом. Артём ковырялся в своих рыбацких принадлежностях, готовясь к предстоящей рыбалке.

– Папа, а во дворе дядя Коля деревья пилит! – выдал, как ему показалось, ошеломительную новость Димка.

– Как пилит? – Артём на секунду отвлёкся от своих дел.

– Пилит по-настоящему!

Отец встал и подошёл к окну. Во дворе Николай Степанович из соседнего дома обрезал тополя. Он занимался этим каждую весну. Так повелось издавна. Сколько Артём себя помнил, в их дворе тополя всегда стояли аккуратно постриженные и напоминали по форме шары. Сначала обрезкой деревьев занимался Степан Кузьмич, отец Николая Степановича. Он добровольно взвалил на себя ношу – смотреть за порядком во дворе. Потом Кузьмич, как его звали соседи, стал приобщать к этому и своего сына. Николай не только перенял у отца это стремление к порядку, но кажется, что к нему перешло и такое же уважительное отношение соседей. Его так же стали величать по отчеству – Степанович.

– Степаныч обрезает тополя, чтобы было красиво, – объяснил сыну Артём, – эти деревья растут очень быстро, и, если их не обрезать, то они вымахают в несколько метров в высоту. Видел, как в парке. А потом их может уронить сильным ветром, и они оборвут провода или что-нибудь сломают. Усёк?

– Усёк, – сказал Димка.

– А ещё мы каждую весну набирали тополиные ветки и ставили из в банку с водой, – Артёму вдруг захотелось поделиться с сыном воспоминаниями о детстве, – и к Первому мая на ветках уже зеленели листочки. Мы привязывали к ним воздушные шарики и шли на демонстрацию.

– А что такое демонстрация? – ожидаемо спросил Димка.

Артём задумался, как бы подоходчивее объяснить сыну:

– Первого мая раньше всегда отмечали День международной солидарности трудящихся всего мира. Солидарность, – предупреждая очередной вопрос, продолжил отец, – это единство. И мы выходили на демонстрацию, чтобы показать своё единство со всеми трудящимися мира. Ну, как бы выражали им свою поддержку. Шли в праздничной колонне много людей с флагами, транспарантами, а дети с тополиными ветками и шариками.

– А куда шли?

– На площадь. Там проводили митинг. Говорили речи. Играла музыка. Замечательное было время.

– А почему сейчас не ходят на демонстрацию? – Димка был удивлён. – Раз это так замечательно.

– Теперь праздник по-другому называется – Праздник Весны и Труда. И поэтому мы будем отмечать его на даче, – Артём продолжил заниматься подготовкой к рыбалке.

– Папа, а можно я принесу домой несколько веток, – спросил Димка, – как будто будет праздник, как раньше.

– Неси, – согласился отец.

Ветки были поставлены в трехлитровую банку с водой, а она в свою очередь помещена на подоконник. Димка каждый день по нескольку раз подходил к своим веткам и внимательно рассматривал их. Когда стали набухать почки, Димкиной радости не было предела.

– Скоро распустятся листья, – говорил он родителям, – и у нас на окне наступит праздник.

Ветки и вправду скоро зазеленели: листочки были маленькие, липкие и пахучие. Квартира наполнилась запахом весны.

– И, правда, как в детстве, – сказала жена Артёму, – а ты, помнишь, проколол у меня шарик на демонстрации?

– Ты ещё заревела, а твоя мама нажаловалась моей, и мне влетело, – усмехнулся Артём, – плакса.

Димка смотрел на родителей, которые на минуту, казалось, превратились в детей.

– А у нас на подоконнике лето! – объявил он. – Можно я без шапки пойду гулять?

– Нет! – хором ответили родители.

 

Мишка

Артём с Димкой решили навести порядок на чердаке дачи. Марина уже не первый раз просила мужа выбросить оттуда всё лишнее, потому что дома ожидала переезда для хранения «на всякий случай» очередная партия «временно ненужных вещей». Эти «временно ненужные вещи» очень хорошо «втирались в доверие» хозяевам. Их было жалко выбросить, они всегда что-то напоминали и чему-то были свидетелями. И это их свойство действовало до тех пор, пока они были на виду. Стоило им отлежаться на дачном чердаке несколько месяцев, как их ценность исчезала и практическое использование их подвергалось сильному сомнению. Артём крепко усвоил эту «мещанскую» науку и решил тоже самое воспитать в сыне. Димка, сидя на полу рядом с отцом, весьма равнодушно смотрел на выбрасываемые старые шланги от душевой кабины, красивые пластмассовые коробки, «в которых можно что-то хранить, но почему-то не хранят», совсем новую скороду, вся вина которой в том, что мамина яичница к ней пригорает намертво, и еще массу всяких подобных вещей.

– С прошлым надо расставаться легко и решительно, – сказал Артём и вытащил из очередной коробки большого серого медведя. На медведе была порванная красная рубашка и такие же рваные штаны. В остальном это была приличная мягкая игрушка, правда, с изрядным запасом пыли. Когда-то, несколько лет назад, его подарили маленькому Димке, который после этого не ложился спать без своего Мишутки. Но Димка подрос, а Мишутка остался таким же игрушечным и таким же маленьким.

– У меня в детстве тоже был медведь, – вдруг вспомнил Артём, – только он был коричневый и плюшевый. Не такой мягкий, как этот, но тоже забавный. Мы с ним прятались всегда под столом.

– У вас там был домик? – спросил, заинтересовавшись, Димка.

– Да, у нас там был домик, – подтвердил отец.

– Мы с Мишуткой тоже часто играли под столом, – Димка взял медведя в руки, – он был такой смешной и всегда боялся темноты. Я поэтому забирал его спать к себе в кровать.

– А как ты догадался, что он боится темноты? – спросил Артём. – Мой медведь тоже боялся темноты. И мне тогда казалось, что он говорил мне об этом. Представляешь?

– Конечно, – с готовностью подтвердил Димка, – Мишутка тоже умел разговаривать, но потом разучился.

–Ты думаешь? – отец решил включиться в эту игру, ему всегда были интересны неожиданные выводы сына.

– Думаю, – вздохнул тяжело Димка, – а ещё иногда думаю, что он просто перестал со мной разговаривать, потому что я перестал с ним играть. Он обиделся. Это точно.

Медведь смотрел на отца и сына пластмассовыми глазами, не меняя выражения своего медвежьего «лица», но и без лишней мимики было понятно, что мишка загрустил. Ему было одиноко в этой пыльной коробке, куда он попал как «временно ненужная вещь». Остался только один шаг, чтобы превратиться в абсолютно ненужную вещь и отправиться на свалку.

Димкино равнодушие куда-то улетучилось. Он погладил мишку по голове и что-то тихонечко прошептал.

– И что ты ему сказал? – спросил отец.

– Я позвал его обратно домой, – ответил Димка, – как ты думаешь, мама не будет против?

– Мы её уговорим, – поддержал сына Артём. – А Мишутка согласится?

– Он сказал, что не сердится и хочет вернуться.

Мама не была против, но поставила единственное условие: медведь должен пройти обработку пылесосом. Димка сказал, что Мишутка не возражает. Медведь был приведен в порядок и возвращен в квартиру в детскую комнату. По этому поводу Димка попросил отца купить «совсем маленький» тортик, чтобы устроить Мишутке праздник. Мама решила не оставаться в стороне от неожиданно нагрянувшего торжества и отремонтировала Мишуткину одежду. А потом они все вместе сидели за столом и пили чай с тортом. Мишкина чашка и кусочек торта остались не тронутыми.

– Он просто стесняется, – объяснил Димка.

А когда праздник закончился, Мишуткин кусочек торта исчез.

– Съел втихаря, наверное, – сказал Димка, хитро посмотрев на родителей. – Он сказал, что ему понравилось.

– Скажи ему, что нам тоже понравилось, – улыбнулся Артём, – правда, Марина?

– Правда, – подтвердила жена, – вместе с медведем в дом вернулось наше детство.

 

Свой остров

Димка смотрел мультик про остров сокровищ. Артём специально нашёл его в Интернете. Ему категорически не нравились жуткие желтолицые Симпсоны, которые «взирали» на его ребенка с экрана телевизора. «Посмотрит нормальный мультик, может захочет потом и книжку почитать, – размышлял Артём, – какие-то выводы он же должен сделать из увиденного. Тем более смотрит с явным интересом».

Когда мультик закончился, Димка подошёл к отцу.

– Понравилось? – спросил Артём.

– Ничего, – ответил сын.

– Ничего – это пустое место, – Артём явно ожидал другого ответа: «Вот тебе и сделал выводы».

Но Димка был чем-то озадачен.

– И о чём ты думаешь? – отец решил извлечь из просмотренного сыном хоть какую-то пользу.

– Вот у нас в городе очень много мостов, – начал вдруг размышлять Димка, – это потому что много островов?

– Да, город расположен на островах, – подтвердил Артём, – была даже легенда, что этих островов сорок, потому его раньше и называли Сорокой.

– Да я это знаю, – с видом знатока продолжил Димка, – а вот эти острова все обитаемые?

– Ну, конечно. Раз на них построен город, значит там живут или бывают люди.

– Но ведь их так много, этих островов. Может всё-таки какой-нибудь самый малюсенький остался необитаемым? – Димка с надеждой смотрел на отца.

– А зачем тебе малюсенький необитаемый остров?

– Ну, во-первых, его надо открыть. Ты же сам мне читал, что путешественники открывают необитаемые острова и называют их своими именами.

– Э-э, брат, ты куда махнул, – протянул отец.

– А что, если у острова нет имени, значит его никто не открыл. И его можно назвать Димкиным островом, – очень уверенно заявил сын.

– Ну, допустим, – согласился отец. – Но ты сказал «во-первых», значит есть ещё и «во-вторых»?

– На необитаемых островах всегда прячут сокровища, – глаза у Димки загорелись так, как будто перед ним лежала карта соседнего острова с отмеченным местом, где спрятан клад.

– И ты хочешь найти клад?

– Конечно! Все хотят найти клад! Ведь, правда?

– Правда, правда, – ответил в задумчивости Артём, – я ведь тоже мечтал найти клад, когда был таким же, как ты. Мы с ребятами облазили все закоулки и все старые заброшенные дома. Но ничего так и не нашли. Зато у нас был свой остров.

– Ух ты! – восхищенно протянул Димка. – А где он? Далеко? Он необитаемый?

– Самый необитаемый на свете, – ответил отец, – и находится совсем рядом.

– А мы с тобой сплаваем на этот остров?

– Обязательно там побываем, только плыть не надо. Пройдем по мосту.

– Но, если на остров построен мост, значит он обитаемый, и там живут люди, и он как-то называется, – Димка совсем запутался.

– Этот остров находится посередине реки и через него проходит наш большой мост. Мы на него в детстве попадали очень просто: перелез через перила моста и ты – на необитаемом острове.

– И вы там искали сокровища? – спросил Димка.

– Мы были уверены, что они там есть, – Артему было приятно вернуться в детство, хотя бы в своих воспоминаниях. – Придумали даже историю про то, что старый английский пират, скрываясь от королевского флота, во время шторма сбился с пути и попал в Белое море. А в Белом море куда ему податься? Нам тогда казалось, что только к нашим берегам. И здесь он и спрятал свои сокровища. Мы даже место определили.

– Где? – глаза у Димки опять загорелись.

– У самой воды есть большой камень. Во время отлива он открывается полностью и нависает над водой. Нам казалось, что там, под камнем, старый пират и зарыл клад, – отец улыбнулся, – но мы ничего не нашли.

– А может вы плохо искали? Надо покопать ещё, – Димка был весь во власти отцовских фантазий.

– Димасик, это мы придумали эту историю. И не было никакого пирата. А остров этот мы тогда называли Тёмкиным островом, – вернул сына в реальность Артём. – Хочешь теперь он будет называться Димкиным?

– Хочу, – сказал довольный Димка.

– Ну, вот. Теперь у тебя есть свой остров. Только пусть это будет нашей с тобой тайной.

 

Об авторе:

Три удивительных рассказа от директора музея из города Беломорска Республики Карелия

Щуковский Сергей Валентинович родился 1 августа 1965 года в городе Беломорске, Карельской АССР. Окончил филологический факультет Петрозаводского государственного университета. Более двадцати пяти лет отработал в системе образования, «Почетный работник общего образования РФ». В настоящее время работаю директором Беломорского краеведческого музея. Печатался в журналах «Север» и «Пять стихий», коллективных сборниках, альманахах. Выпустил книгу прозы «Игры для детей старшего возраста», книгу стихов «Где прячутся увиденные сны». Участник и дипломант многих литературных конкурсов, финалист поэтического конкурса международного литературного фестиваля «Славянская лира – 2023».

О конкурсе и организаторах:

Положение о конкурсе «Мы и наши маленькие волшебники!» сезона 2025-26 годов, в котором могут принимать участие и взрослые и дети, а также порядок отправки работ на конкурс, смотрите на taplink.cc/sofiaagacher.

Рассказы финалистов сезонов 2018-2019 гг можно прочитать в отдельном сборнике рассказов «Дети и взрослые детям и взрослым» на Ridero.

Рассказы финалистов 2020 года смотрите в сборнике семейных рассказов «Когда я пишу» на платформе Ridero.

Лучшие работы финалистов сезонов 2021 года и 2021-22 годов вошли в сборник рассказов «О моей семье», который опубликован также на Ridero.

Рассказы сезона 2023-24 гг собраны в сборнике «Дневники памяти», который как и предыдущие можно бесплатно скачать на Ridero.

Рассказы нового седьмого сезона смотрите на сайте «Классного журнала» в разделе «Читать как дышать».

«Классный журнал» – современный журнал полезных развлечений для детей 7-13 лет, который издательство «Открытые системы» выпускает с 1999 года. Каждый номер «Классного журнала» содержит самую актуальную информацию для детей, которые любят его за разнообразие жанров, тем и рубрик. Комиксы, квесты, анекдоты, страшилки, детективы, сканворды, тесты, эксперименты и даже новости для детей — все это есть в «Классном журнале»! Издание рассказывает об окружающем мире, взаимоотношениях, науке, путешествиях, о животных, природе, загадках нашего мира, публикует интересные истории и обзоры детской литературы, а также настольные игры, в которые можно играть всей семьей!

Весёлые и поучительные рассказы ко Дню смеха от многократного лауреата конкурса

София Агачер – писатель, автор книги для семейного чтения «Рассказы о Ромке и его бабушке», романов «Твоими глазами», «Путешествие внутри себя», «Исцеление мира. Журнал Рыси и Нэта». Врач, живёт и работает в Москве и в Чикаго. Считает, что книга – это живое существо, а игра – один из основных способов общения взрослых и детей. По её мнению, конкурс коротких семейных рассказов «Мы и наши маленькие волшебники!» тоже может стать увлекательной игрой для всей семьи, поскольку вместе можно не только читать, но и сочинять, рисовать и фотографировать. Авторский сайт Софии Агачер: agacher.com

Пять рассказов психолога из Сочи о своём детстве в маленьком шахтёрском городке

Фонд «Живая Книга» основан в декабре 2019 года. Основной целью фонда является популяризация семейного чтения через проведение различных конкурсов, театральных фестивалей, выступления писателей в библиотеках и издание книг для семейного чтения с последующим их распространением, в том числе и через библиотеки.

Пять рассказов психолога из Сочи о своём детстве в маленьком шахтёрском городке

Ждем тебя в наших соцсетях!

Популярные материалы