Там, где творили русские классики

Там, где творили русские классики

В новом номере журнала для педагогов и родителей «Семья и школа», который выпускает Институт изучения детства, семьи и воспитания, вышел материал о литературных усадьбах, где могут побывать родители с детьми, подготовленный «Классным журналом» на основе его литературно-исторического проекта «Литературная одиссея». С разрешения «Семьи и школы» публикуем этот текст.

Там, где творили русские классики

Часто современным детям сложно читать классические произведения, так как герои кажутся чужими, события далёкими, а места вымышленными. Но если вы любите литературу и хотели бы, чтобы и ваши дети сохранили любовь к чтению, прониклись духом тех времён и по-настоящему познакомились с персонажами ваших любимых романов и поэм, от лица проекта «Литературная одиссея» приглашаем вас в путешествие в пять самых интересных литературных усадеб России.

Детское федеральное издание «Классный журнал» реализует проект «Литературная одиссея» для приобщения детей к творчеству русских классиков. Идея заключается в том, что герои журнала, школьники Митя и Катя Серовы, волшебным образом отправляются в прошлое и встречаются с русскими литераторами в усадьбах, где они творили, проникаются духом этих мест, задают любые вопросы о жизни и творчестве. В итоге писатели и поэты предстают перед читателями «Литературной одиссеи» как живые интересные люди со своими привычками и особенностями. А это пробуждает искренний интерес и к тому, что они писали.

Усадьба Болдино, Нижегородская область

С именем великого Александра Сергеевича Пушкина связаны целых три дворянские усадьбы: Захарово, недалеко от Москвы, Михайловское под Псковом, и Болдино под Нижним Новгородом — имение отца, Сергея Львовича, которое принадлежало роду Пушкиных с конца XVI века.

В Болдине стоит побывать по двум причинам. Во-первых, именно с этой усадьбой связана «Болдинская осень» — наиболее продуктивная творческая пора с августа по декабрь 1830 года. В тот период поэт написал около тридцати стихотворений, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Сказку о попе и о работнике его Балде» и две заключительные главы «Евгения Онегина». В октябре 1833 года Пушкин приехал в Болдино ещё раз. Теперь он пробыл здесь полтора месяца и снова много успел: написал несколько стихотворений, в том числе знаменитую «Осень» — «Унылая пора! Очей очарованье!», «Медного всадника», «Пиковую даму», «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Сказку о рыбаке и рыбке»! В третий раз писатель посетил усадьбу ещё через год и пробыл тут три недели, за которые сочинил «Сказку о золотом петушке» и подготовил к изданию две сказки, написанные годом раньше.

Во-вторых, из всех трёх усадеб именно Болдино сохранилось в первозданном виде, в то время как Захарово и Михайловское были позже восстановлены по сохранившимся рисункам. Конечно, и в Болдине что-то было реконструировано и построено заново, но главная примечательность — господский дом — это именно тот самый дом, где жил и творил Александр Сергеевич. Его можно посетить, осмотрев и просторное зальце (так в те годы называли залы для приёма гостей в небольших усадебных домах), и кабинет, где работал великий Пушкин. Кроме господского дома, можно осмотреть конюшню, кухню, людскую, амбары, яблоневый и вишнёвый сады, три пруда, расположенные каскадом один ниже другого. Но главное в Болдине — сам дух, гений этого места. 

Там, где творили русские классики

Там, где творили русские классики

Усадьба Карабиха, Ярославская область

Имя Некрасова ассоциируется сразу с двумя усадьбами: Карабихой под Ярославлем и Чудовской Лукой недалеко от города Чудово Новгородской области. Но Чудовская Лука использовалась Некрасовым в основном как охотничий домик, а вот в Карабихе он гостил и творил регулярно, и в общей сложности прожил тут около двух с половиной лет.

Карабиха — это огромный прекрасный комплекс, куда входят большой усадебный дом, два флигеля, множество хозяйственных построек, Нижний парк с двумя прудами, Верхний парк, фруктовый сад. Но особое внимание стоит обратить на Восточный флигель, где жил и работал Николай Алексеевич, когда сюда приезжал.

Вообще свои стихи Некрасов писал везде, где они ему приходили в голову, для этого у него с собой всегда были блокнот и карандаш, но целенаправленно над своими произведениями он работал в гостиной с камином, чучелами птиц и роялем, стоя за конторкой.

Николай Алексеевич любил детей и часто писал для них. Только при его жизни вышли 50 детских книг, где было опубликовано 120 его произведений, самые известные из них — «Генерал Топтыгин», «Дядюшка Яков», «Соловьи», «Пчёлы» и, разумеется, «Дедушка Мазай и зайцы». Но современным школьникам произведения Некрасова обычно не очень нравятся. В том числе и потому, что они не осознают его величия.

В общем, посетив Карабиху и вы, и ваши дети, не сможете не проникнуться несгибаемым духом и интеллектуальной мощью этого человека. Вам придётся открыть для себя Некрасова заново и полюбить его личность и его произведения.

Там, где творили русские классики

Там, где творили русские классики

Усадьба Спасское-Лутовиново, Орловская область

Если Пушкина и Некрасова знают абсолютно все, то Ивана Сергеевича Тургенева многие стали незаслуженно забывать. Слава Пушкина, при всём его величии, не выходила за пределы России, в то время как Тургенев долгое время был законодателем литературной моды в европейской литературе. Он и по сей день остаётся для всего мира главным классиком России. Именно Тургенев вывел русскую литературную традицию на международный уровень и усилил мировой литературный процесс. Даже только ради этого стоит посетить Спасское-Лутовиново — ещё одну усадьбу, которая сохранилась в том виде, как и тогда, когда её посещал Тургенев.

Верхний и Нижний сады, два пруда — именно здесь Тургенев бродил, «нахаживая» свои произведения. В усадьбе много строений, но основное из них — господский дом, к которому как бы приделана половина «подковы». Раньше в центре стоял большой двухэтажный особняк. От него в стороны шли две каменные галереи — та самая «подкова», а в конце были два флигеля. Но в 1839 году дом сгорел, остались только левая галерея с левым флигелем. Уцелевший флигель был перестроен в новый усадебный дом. В нём сегодня всё так же, как было при Тургеневе.

Но главное, чем ценно посещение усадьбы, — возможность ощутить дух самого Тургенева, который был по сути большим ребёнком — нерешительным, мягким, стремящимся всех смешить, но и внимательно наблюдающим, размышляющим. Он утверждал, что быть хорошим писателем можно лишь сохраняя ребёнка в душе. И любил язык, считая его настоящим чудом, с помощью которого можно создавать целые миры. Этот взгляд писателя на мир очарует и вас, и ваших детей.

Там, где творили русские классики

Там, где творили русские классики

Усадьба Мелихово, Чеховский район Московской области

Имя Антона Павловича Чехова прочно связано с двумя российскими усадьбами: Мелихово, в 70 километрах от Москвы, где писатель прожил семь лет со своими родителями, и Белая дача в Ялте. В первую очередь мы рекомендуем побывать в Мелихове, ведь это то самое место, где Чехов и вся его семья были по-настоящему счастливы.

Жизнь семьи Чеховых всегда была очень непростой. Антон с детства работал в лавке, потом отец уехал от долгов в Москву, за ним потянулись и остальные. Чехов остался один в Таганроге, чтобы закончить гимназию, а затем тоже переехал в Москву, где всей семье приходилось жить на съёмных квартирах. И именно Мелихово стало первым настоящим домом Чеховых за долгое время. Отец и Антон занимались садом, мама — домом, к ним постоянно приезжали гости, да и работалось тут Чехову великолепно.

Несмотря на то, что это разрушенное после революции здание было воссоздано в 1940-м по воспоминаниям сестры Чехова, фотографиям и рисункам, посмотреть тут есть на что: прекрасный сад, где можно гулять часами, флигель, дом на восемь комнат, пруд, множество других зданий и экспозиций, раскрывающих секреты Чехова как автора. В Мелихове не возникает ни малейшего сомнения, что всё настоящее.

Надо сказать, что, в отличие от Пушкина, Некрасова и Тургенева, Чехов работал регулярно и по строгому распорядку. Поэтому во время экскурсии именно Чехов окажется для ваших детей примером человека, который полностью сделал себя сам с помощью, как он говорил, «самодрессировки». Его язык сегодня считается образцовым, манеры идеальными. А ведь в начале его карьеры и язык у него был не таким блестящим, и манеры не такими, какими они всем запомнились. Чехов сам признавался, что он по своей природе вспыльчив, но ещё в юности научился держать себя в руках, ведь «распускать себя порядочному человеку не подобает».

Там, где творили русские классики

Там, где творили русские классики

Мемориальный дом-музей Паустовского в Тарусе, Московская область

Небольшой домик Константина Паустовского в уютном дворике на обрывистом берегу реки Таруски никак нельзя назвать усадьбой, но, уверяем вас, удовольствие от посещения этого места вы получите ничуть не меньшее, чем в Болдине, Карабихе, Спасском-Лутовинове или Мелихове.

Дворик, хоть и небольшой, представляет собой практически сплошной сад. Каким он был при жизни Константина Георгиевича, таким остаётся и сейчас. Здесь можно посидеть на скамейках, побродить в спокойствии, которое так любил Паустовский, зайти в зелёную беседку, где он работал, когда на улице было тепло, а потом пройти в дом синего цвета. Терраса, кабинет, спальня Константина Георгиевича, комната сына, комната жены – казалось бы, совсем немного. Но, как в маленьком уютном домике Карлсона на крыше, здесь всё ёмкое и милое. И всё дышит произведениями Паустовского – мудрыми и наполненными любовью к людям.

Паустовский писал произведения и для взрослых, и для детей, но вообще, как Чехов и многие другие писатели, считал разделение на детскую и взрослую литературу очень условным.

Неисправимый романтик, который прошёл Первую мировую войну санитаром, а во время Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом. Журналист, который любил путешествовать. Автор, по сценариям которого были поставлены кинофильмы «Кара-Бугаз» и «Лермонтов». Педагог, который в течение 20 лет проводил литературные семинары не только в Литературном институте, но и во время своих путешествий по стране. Русский и советский писатель, четырежды номинированный на Нобелевскую премию по литературе.

Скорее всего, и вам, и детям, после посещения этого домика захочется прочитать повесть «Золотая роза», посвящённую секретам писательского мастерства, исследованию и осмыслению которого он посвятил значительную часть своей жизни. Паустовский считал, что писательство, как душевное состояние, возникает в человеке именно в детстве, когда и солнце горячее, и трава гуще, и дожди обильнее, и небо ярче, и невероятно интересен каждый человек. Ощущение жизни как непрерывной новизны — вот тот дар детства, без которого писать невозможно! Если человек, став взрослым, не растеряет этот дар, он и становится писателем.

Там, где творили русские классики

Там, где творили русские классики

Рекомендуем вам при посещении всех этих мест воспользоваться помощью экскурсовода, который расскажет очень много интересных подробностей, что существенно повысит культурную отдачу от путешествия.

А если вы хотите прочитать о встречах героев «Литературной одиссеи» с литераторами, переходите по ссылке, там вы найдёте все восемь выпусков проекта. Вас ждёт очень точная имитация встреч — если бы они произошли на самом деле, то были бы именно такими.

Аудиоверсию текста можно прослушать тут.

Автор текста: Алексей Ходорыч

Иллюстрации предоставлены изданием «Классный журнал», художники: Александр Левченко, Владислав Ярцев.


Поделиться: