С чего начинается театр?

Все говорят, что театр начинается с вешалки. Но это не совсем правда: театр начинается с афиши!

— Уж поверь мне, старой театральной тумбе, на которую уже больше ста лет вешают плакаты о новых постановках. А знаешь ли ты, как я появилась?

афиши

Первые театральные афиши

На улице ты часто видишь рекламные щиты. Что там только не рекламируют! Но ведь и театру нужна реклама. Для этого придумали театральные афиши — яркие плакаты, которые приглашают зрителей на постановку и сообщают, когда она состоится. Слово «афиша» пришло к нам из французского языка. Это сейчас, произнося его, мы понимаем, о чём идёт речь, а в XVIII веке оно означало просто «прикреплять что-то булавками».

Первые афиши — такие, какими мы привыкли их видеть — появились в Греции приблизительно в IV веке до нашей эры. Они приглашали зрителей на спектакли или гладиаторские бои. На плакате рисовали сценическую маску трагедии или комедии, иногда просто писали название постановки или рисовали лицо императора, в честь которого давали представление.

Первая печатная афиша

В 1445 году был изобретён печатный станок — тогда-то и появились первые отпечатанные афиши. К концу XVIII века их вывешивали уже во всех европейских городах. Каждый театр имел свой фирменный цвет бумаги для плакатов.

В 1869 году график Жюль Шере придумал цветные афиши — представляешь, раньше никому и в голову не приходило рисовать их в цвете! Вскоре идея разлетелась по всему миру. Афиша стала не просто плакатом, а настоящим искусством. В это же время в Париже французский печатник Габриэль Моррис придумал вывешивать афиши на уличную высокую тумбу в форме цилиндра. Внутри такой тумбы дворники хранили мётлы. Благодаря этому изобретению, заборы и стены зданий освободились от афиш и объявлений, а театральные тумбы стали одним из символов Парижа. Сейчас они есть и в нашей стране — и ты можешь их увидеть на улицах своего города.

афиша 2

 

Афиша в России

Раньше в России публику на спектакли созывали криками, а первую афишу вывесили только в XVIII веке в театре Кунста-Фюрста. Чем популярнее становились театральные постановки, тем серьёзнее относились и к подготовке афиш. Правда, вначале они были неброскими: ровными буквами на бумаге было выведено название спектакля, время и место.

К концу XIX века к созданию афиш подключились художники. И среди них — знаменитые живописцы Валентин Серов и Борис Кустодиев. Они переносили на плакат декорации спектаклей, передавая атмосферу представлений. Никто не ограничивал оформителей в выборе шрифтов и красок, поэтому в ХХ веке афиши были самых разных цветов и стилей. С появлением фотографий, жизнь театральных афиш сильно изменилась. Одно нажатие кнопки — и фон для плаката готов. Но несмотря на это, афиши рисуют до сих пор, только теперь уже не красками, а с помощью компьютеров.

Увидеть собственными глазами самые настоящие старинные афиши можно в музее имени А. А. Бахрушина в Москве. Там хранится огромная коллекция театральных плакатов.

 

Материал из театрального номера «Классного журнала» 2018 года.

Выпуск издания осуществлён в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры Российской Федерации.

Скачать номер.

 

Ждем тебя в наших соцсетях!

Популярные материалы