Мир понарошку или что такое декорации
Пантукль и Жукабра решают выяснить, а зачем в театре вообще нужны декорации и как они создаются
Пантукль возвращался из школы. Возле дома он увидел Жукабру, которая копалась в цветочной клумбе.
— Сорняки решила прополоть? — поинтересовался Пантукль.
Но тут он заметил, что Жукабрино занятие было совсем не похоже на прополку. Инопланетянка собирала землю с клумбы в ведро.
— Мы в театральной студии ставим спектакль о жизни в деревне. На сцене будут грядки с морковкой, капустой, огурцами… Значит, и земля нужна!
— Ты собираешься засыпать сцену землёй? Она же грязной станет! А жуки и червяки?.. — Пантукль вытащил из ведра извивающегося червя. — Они расползутся по всему залу!
Жукабра почесала затылок.
— Что же делать?
— Не принимать всё, что видишь на театральной сцене, за чистую монету! Ты ведь знаешь, что важную часть спектакля составляют реквизит и декорации?
— Ты хочешь сказать, что на сцене всё ненастоящее?!
.jpg)
Зачем нужны декорации
— Ну конечно! Ведь театр — это игра! Помнишь, мы смотрели «Трёх мушкетёров»? Там на сцене были и дома, и королевский дворец. Но это были декорации — только части зданий, причём гораздо меньше настоящих по размеру. Кроме режиссёра и артистов, над каждым спектаклем работают ещё и художник, и сценограф, и бутафор. Именно они придумывают и создают декорации, которые обозначают место действия героев.
— А почему на сцене нельзя построить настоящий дом? Это слишком сложно?
— И сложно, и долго, и дорого… Но самое главное, декорации должны быть максимально лёгкими. Когда одна сцена происходит в городе, а следующая в лесу — дома надо очень быстро поменять на деревья. А ещё декорации должны быть компактными, чтобы не занимать много места на складе и чтобы их легко можно было погрузить в машину, самолёт или поезд и отправиться на гастроли.
Самые крошечные декорации можно встретить в спектакле «Апокалипсис» московского театра «Тень». Они находятся… внутри спичечного коробка! Там же происходит и всё действие! А каждая сцена длится всего 15 секунд — пока горит спичка.
Когда декорации не нужны
— А бывают спектакли без декораций?
— Бывают. Современные спектакли часто минималистичны, то есть в них не используются лишние предметы. Многие режиссёры считают, что пышные декорации могут отвлекать зрителей от сути спектакля.
— Да, со мной так однажды случилось. Помнишь, мы смотрели «Остров сокровищ»? Какие там корабли были! Я каждую деталь рассмотрела! А вот что при этом происходило, уже почти не помню…
— Вот-вот! Видимо, для таких зрителей, как ты, театры в Азии часто играли разные спектакли в одних и тех же декорациях. Например, на фоне стоящего в глубине сцены дерева. Один раз дерево рассмотрел — и уже ничто от действия не отвлекает. А вот европейский театр всегда славился богатым убранством сцены. В изготовлении декораций принимали участие великие художники — Леонардо да Винчи, Рафаэль и другие…
.jpg)
Немного о реквизите
— Помимо декораций, художники и бутафоры занимаются также созданием реквизита. Например, если на сцене видны аппетитные фрукты и овощи, они, скорее всего, сделаны из пенопласта. Из него же делают тяжёлые на вид, но на самом деле лёгкие памятники, статуи и колонны. И даже книги на сцене чаще всего ненастоящие. Обычно это картон, оклеенный тканью или просто покрашенный.
— Так… А землю-то мне из чего сделать? — Жукабра в растерянности смотрела на своё ведро.
— А в роли земли на сцене отлично выступит высушенная чайная заварка!
Материал из театрального номера «Классного журнала» 2022 года.
Выпуск издания осуществлён в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры Российской Федерации.
ЖУРНАЛЫ
Популярные материалы
Подписаться на новости
Подписываясь, я соглашаюсь и принимаю условия пользовательского соглашения и даю согласие на получение рекламных рассылок.