Секреты кукольных мастеров

Как создают театральных кукол и чем они отличаются от обычных игрушек?

Занавес закрылся, зрители ушли, и зал старого театра кукол опустел. Хотя… Если приглядеться, было заметно, что опустел он не полностью. На последнем ряду в кресле одиноко сидела пластмассовая кукла, забытая маленькой зрительницей.

Убедившись, что шаги в коридоре стихли (игрушкам ведь нельзя оживать, когда рядом люди), кукла слезла с кресла и отправилась изучать театр. Зайдя за кулисы, она замерла в испуге. На неё смотрело множество глаз! Вокруг были куклы — крошечные и огромные, люди и животные, бумажные, деревянные…

Да каких только не было!

— Ты новенькая? — строго спросил странный человечек в клоунском колпаке и с большим носом. — Из какого спектакля?

— Я потерялась, — растерянно пробормотала кукла. — Я пришла вместе со своей девочкой, а она забыла меня на кресле.

— Я сразу понял, что ты не из наших! Слишком непохожа на театральную куклу. Сразу видно — фабричная работа! Кстати, я — Петрушка!

— А я Маруся. И конечно, меня сделали на фабрике! Там делают все игрушки. А вас разве нет?

— Игрушки! — возмущённо фыркнул Петрушка. — Мы не игрушки, а театральные куклы. И нас делают вручную. Только эксклюзивная работа! Повторов не бывает!

— Как это? — удивилась Маруся. — Кто делает?

— Рождение куклы — серьёзная работа, в которой участвует не один человек, — начал свой рассказ Петрушка. — Сначала режиссёр придумывает идею спектакля и героев и вместе с художником решает, какие куклы будут играть.

Театральные куклы ведь все разные. Например, я — перчаточная кукла. Одна из старейших театральных кукол, между прочим. Бывают ещё марионетки, тростевые куклы, ростовые, планшетные… И всех нас делают разными способами!

куклы

Когда решение о том, какие куклы будут участвовать в спектакле, принято, художник-постановщик рисует чертежи и эскизы. Тут нужно просчитать всё до мелочей: какие детали будут двигаться, что кукла должна уметь. Есть простые куклы, которые могут шевелить только руками или ногами. А есть такие, которые могут моргать, зевать, исполнять акробатические номера и вообще практически не отличимы от людей. После этого художник передаёт чертежи декораторам и они начинают творить!

Чаще всего кукол делают из папье-маше. Из пластилина создают форму, заливают её гипсом и обклеивают папье-маше. Чем больше кукла по размеру, тем больше слоёв папье-маше нужно сделать. Обычно из папье-маше делают голову, а тело — из других материалов. Например, поролона или дерева. За подвижность частей тела куклы отвечает механик.

После всех этих работ кукла возвращается обратно к художнику, который уже наводит красоту — рисует лицо, делает причёску.

кукла 2

— А как же одежда? — удивилась Маруся, поправляя своё нарядное платье.

— Одежду нам шьют портные. У каждой куклы — свой наряд. Нелёгкое это дело — одеть куклу! Надо, чтобы получилось не только красиво, но и удобно. Ведь если рукав платья окажется слишком узким, то кукла не сможет пошевелить рукой — и спектакль провалится!

— Как же у вас тут интересно и необычно! — восхищённо вздохнула Маруся. — А можно я тут останусь? Вдруг мне тоже удастся поучаствовать в каком-нибудь спектакле и специально для меня сошьют красивое платье?

 

Материал из театрального номера «Классного журнала» 2020 года.

Выпуск издания осуществлён в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры Российской Федерации.

Скачать номер.

Ждем тебя в наших соцсетях!

Популярные материалы