Рассказы от лауреата «Маленьких волшебников» прошлого сезона, писательницы и киносценариста из Подмосковья
Сезон 25-26 годов Международного литературного конкурса коротких семейных рассказов «Мы и наши маленькие волшебники», который проводят «Классный журнал», писательница София Агачер и Фонд «Живая книга», продолжает автор одной из лучших книг о Сергее Есенине, Татьяна Трубникова. Напоминаем, что мы ждём произведения и от детей, и от взрослых. Главное требование, чтобы рассказы были короткими и так или иначе связаны с семьёй или детством. Положение о конкурсе можно прочитать на taplink.cc/sofiaagacher
Исполнение желаний
Так всегда было в жизни Ани: стоит чего-нибудь пожелать, это непременно сбывается. Вот такой она человек. Уверена, все скажут: счастливый! В детстве она никогда ничего не просила, потому что знала: придет и так. Будь то игрушки, книжки, признание самого хулиганистого мальчишки в классе… Все, что было способно пожелать ее сердечко.
Когда Аня выросла, желания выросли вместе с ней. Нет, она не брезговала мелочами, они тоже доставляли ей массу радости. Но никогда не забывала о главном. Она стала художницей, закончив Суриковское училище. Здесь она научилась мыслить объемно и неординарно. Это относилось не только к ее художественным работам, а и к мечтам и желаниям в целом. По окончании училища работала в рекламном бизнесе. До тех пор, пока там было возможно творчество. Вообще, каждый ее шаг приносил удачу. Она знала это свое свойство, и то, что сама по себе является истинным благословением для своей фирмы. Однако новые горизонты уже влекли ее. Остановка — смерть. Удача должна видеть движение. Чтобы ей, удаче, было любопытно…
Аня занялась ногтевым дизайном, и добилась в этом деле блестящих результатов, впрочем, как и во всем, к чему прикасалась. За плечами был чемпионат Европы в Париже, где она заняла первое место. Как ее вдохновил великий город! Устала — страшно. Но и счастья полное сердце. Потом был Чикаго: чемпионат мира. И снова первое место! Конечно, для Америки она придумала нечто совершенно неординарное: русская матрешка, расписанная ею собственноручно в стиле модерн с моторчиком внутри. Когда он работал, матрешка крутилась внутри своего резного сарафана… Разумеется, ногти девушки, представляющей Россию и ее, Анину работу, были смоделированы в национальном стиле. Как и одежда. Русская красавица с чудо-матрешкой в руках… Это был фурор. Что она чувствовала? Что все исполняется, как обычно. И что она съела свою «шоколадку».
Славно, она нужна людям. С каждым днем все больше и больше круг тех, кто нуждается в ее искусстве, кто хочет ее видеть, общаться с ней, перенимать ее мастерство. Просто иметь ногти, сделанные ее руками…
Иногда она стала ощущать крайнюю усталость. Страшные головные боли наваливались как-то вдруг, нежданно-негаданно. Тогда она останавливалась, отменяла все встречи, всю работу… Ложилась в темной комнате и закрывала глаза… Семья ходила на цыпочках. Даже сынишка знал: маму беспокоить нельзя.
Однажды круговерть людей, бесчисленных встреч, нехватка времени так выжала ее, что, засыпая, она мечтала, как было бы здорово очутиться на море… ловить глазами солнечные зайчики на воде… вспомнила, что пол надо бы помыть…
Когда проснулась, не поверила глазам. Вокруг было море. Уже высоко вставшее летнее солнце играло на нем бликами. Будто зеркало. Сюрреалистичная картина: красивая и жутковатая одновременно. Спустила в воду еще теплые со сна ноги…
Соседи затопили. В тот день у нее было очень долгое мытье пола. Воды — сантиметров на десять. Сынишка был в восторге. Вот тебе и море, и уборка! Это оттого, что желания у нее всегда исполняются быстро и спонтанно. С тех пор Аня поняла: осторожнее надо быть в желаниях! Могут исполниться.
Партизан
Урок истории. Семиклассники затихли — кого вызовут отвечать?
На доске висит карта наступления советских войск в Великую Отечественную войну с размашистыми красными стрелками, берущими в плен несмелые черные. И написана тема: «ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ГОДЫ В.О.В.».
А за окном — радостное весеннее солнце.
Кто-то уткнулся в учебник, кто-то и вовсе пригнулся, чтобы стать как можно более незаметным.
Учительница обвела орлиным взором класс, выбирая жертву.
В этой немыслимой, напряженной тишине, как на войне перед тем, как взорвется бомба, только отличница Надя упорно тянет руку.
Учительница удостоила ее беглым равнодушным взглядом, прочесывая дальше лес бездельников.
Заглянула в журнал, бросила:
— Отвечать можно с места… — И обрушила нож гильотины: — Садовников…
Парень встал. По лицу его было видно, что урок он знает не больше, чем знают люди о еще не случившемся событии.
Он близорук, но очков не носит, явно стесняясь. И поэтому щурит глаза. Но с предпоследней парты красные и черные стрелки на карте расплываются. И даже тема не видна.
Бегут секунды, а он все еще не может придумать ни одной фразы, ни одного слова…
— Садовников… — начала учительница, тяжко вздохнув, — Я не буду спрашивать тебя об особенностях, командирах и методах работы в разных партизанских отрядах… Но назвать хотя бы одного героя-партизана ты обязан.
Со всех сторон посыпались подсказки:
— Ковпак!
— Сабуров!
— Федоров!
Но Садовников не польстился ни на одну подсказку, ответив:
— Брежнев.
Класс грохнул. Учительница, подавляя изо всех сил улыбку:
— Та-а-ак… А дети совершали подвиги?
— Володя Дубинин! — шипение отличницы-соседки. Садовников выбрал свой вариант:
— Павлик Морозов.
Учительница вздохнула.
— Это вообще из другой оперы… А какой-нибудь особенно известный случай, ну, скажем… Кого мучили фашисты в Петрищево, выпытывая сведения?
— Зою Космодемьянскую! — подсказывали со всех сторон.
Но Садовников молчал, упорно молчал.
Молчал, стиснув со всех сил зубы, словно пытали его, а не Зою Космодемьянскую. И стоял гордо выпрямившись, как скала, заложив руки за спину. И даже перестал щуриться на доску.
— Ну?!!! — потеряла всякое терпение учительница.
Он оглядел своих подсказчиков, чей шепот явно был рассчитан и на учительницу.
Я знаю, но не скажу, — был ответ юного партизана.
Шкафчик Паустовского
Он простой, узкий. Крашенный черной краской и крытый лаком. Черный цвет блестит и переливается на солнце.
В нем — тайна. Какая? Тайна его сути. Об этом рассказ.
В нем удобно хранить книги. Там и было их место. Немногочисленных книг, к которым прикасался Паустовский.
Вы видели портреты Константина Паустовского?
Строгий, монашеский, иконный лик.
Таким он и был. Скромным отшельником, влюбленным в природу… Знающим: смерть рядом. Впалая грудь. Болезненный, изматывающий кашель.
Квартиру в сталинской высотке, самой близкой к Кремлю, на Котельнической набережной, он не просил. Ее дал Сам. Он вообще для себя ничего не просил. Тем более у власти.
Мебели в то время в квартире почти не было. От этого она казалась огромной, пустынной, как королевские залы. Высилась потолками и «высокими» соседями.
Не то, что сейчас. Нет, соседи остались. И потолки тоже. Только квартира вся заставлена антикварной мебелью, картинами и всеми теми мелочами, которыми спустя десятилетия обрастает любой семейный, любимый дом.
Эта квартира так и осталась писательской. По наследству она перешла Галине Арбузовой, приемной дочери Паустовского. Её муж — известный писатель, кинодраматург, Владимир Карпович Железников. Большинству читателей и зрителей он знаком повестью «Чучело». И фильмом, снятым по ней.
Владимир Карпович и рассказал мне историю про этот самый шкафчик, когда я была у него в офисе киностудии, на Чистых прудах.
Я сидела тогда напротив него, маститого мэтра, слушала и рассматривала его лицо, руки, весь спокойный, вдумчивый облик. Аристократ духа. Человек, умеющий думать. Ему восемьдесят. Бледное лицо уставшего от жизни человека, не ждущего от нее новостей, но держащего себя натянутой струной… Вдумчивый, внимательный взгляд. Тонкий. Проникновенный. Доброжелательный. Тихий неторопливый голос. Таким голосом можно рассказывать сказки.
…Почему Константин Георгиевич купил этот шкафчик? Может быть потому, что он был простой. Скромный черный шкафчик ещё царских времён. Как он выжил?
…Был момент в жизни писателя, когда ему могли бы дать Нобелевскую премию. Не дали. Хотя он, именно он, как никто, был достоин ее. Стоит открыть любую его книгу и прочитать несколько строк, как понимаешь: такого истинного знания русского языка — поискать — не найдешь. Он вчувствовался в исконный смысл слов. Его проза — на самом деле поэзия… Вручили Шолохову за «Тихий Дон». Так власти было надо. Зато в Москву приезжала Марлен Дитрих и на коленях, перед огромным залом, изрядно смутив Паустовского, благодарила его за творчество… На Западе его звали Доктор Пауст. Почти Фауст?
…Что мы знаем о нем? То, что нас учили в школе любить Родину его глазами?
…Тарусская дача Паустовского, в которой по полгода живёт писательская чета, сохранила дух великого мастера Слова. В нескольких комнатах осталась та же простецкая, почти казарменная обстановка, которая была при нем. Писал он в беседке или у открытого в сад окна, вдыхая фиолетовый аромат стучащей в ставни сирени…
Похоронили Константина Георгиевича тут же, на местном кладбище.
Владимир Карпович как-то сказал мне:
— А знаешь, ведь Таруса — это «Та Русь».
Однажды летом Владимир Карпович и Галина Алексеевна уехали в Тарусу на две недели.
…По возвращении, открыв дверь своей квартиры на Котельнической набережной, поняли мгновенно: что-то не так. Владимир Карпович рассказывал мне: «Хорошо еще, двери в комнаты закрыли».
Ворвались в ту самую комнату, где стоял черный шкафчик. Прорвало горячие трубы в квартире над ними. В комнате стоял густой белый пар. Дышать было невозможно от влаги. Распахнули окна. И тут увидели, что горячий ливень уничтожил буквально все. Обои висели клочьями по всей комнате, вода текла по стенам красивым водопадом. Развалились краснодеревные кровати, заплакали цветными слезами старые картины.
А шкафчик?
Хоть бы что. Только черный лак на витых колонках растаял, обнажив сусальное золото.
Когда Паустовский покупал его, он, разумеется, не знал о его скрытой природе. Видимо, в революционные годы народ был так напуган, что уничтожал вокруг себя малейшие признаки роскоши.
Богатым можно быть не только деньгами. Но и добром к людям. И духом.
Богатым человеком был Паустовский.
«…Дома я отмыл паутину с лица и затопил печь. Запах березового дыма смешивался с запахом можжевельника. Пел старый сверчок, и под полом ворошились мыши.
Глубокой ночью я проснулся. Кричали вторые петухи, неподвижные звезды горели на привычных местах, и ветер осторожно шумел над садом, терпеливо дожидаясь рассвета» 1936»…
Мы тоже должны его ждать. Шкафчик не дождался. Для него рассветом стал горячий ливень нашего времени.
Истинного не сотрет и он.
Об авторе:
Татьяна Трубникова — кинодраматург, член Союза писателей России.
Работала в соавторстве над телесериалом «Любовь слепа» продюсерской студии 2V по романам Е. Вильмонт. Роман Татьяны Трубниковой «Танец и Слово» о любви Изадоры Данкан/Айседоры Дункан и Сергея Есенина удостоен литературной премии им. М. Пришвина и заслужил множество положительных отзывов критиков и читателей. Издан сборник рассказов «Знаки перемен».
Победитель конкурса «ЛУЧШИЕ ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ РОССИИ» с вручением медали им. С. А. Есенина и Литературной премии «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».
Интервью с писателем были опубликованы Издательством «Подмосковье», журналом «Горизонты культуры», альманахом «Литературное Подмосковье» и другими изданиями.
Лауреат Международного литературного конкурса короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие волшебники!» сезона 2023-24 гг.
О конкурсе и организаторах:
Положение о конкурсе «Мы и наши маленькие волшебники!» сезона 2025-26 годов, в котором могут принимать участие и взрослые и дети, а также порядок отправки работ на конкурс, смотрите на taplink.cc/sofiaagacher.
Рассказы финалистов сезонов 2018-2019 гг можно прочитать в отдельном сборнике рассказов «Дети и взрослые детям и взрослым» на Ridero.
Рассказы финалистов 2020 года смотрите в сборнике семейных рассказов «Когда я пишу» на платформе Ridero.
Лучшие работы финалистов сезонов 2021 года и 2021-22 годов вошли в сборник рассказов «О моей семье», который опубликован также на Ridero.
Рассказы сезона 2023-24 гг собраны в сборнике «Дневники памяти», который как и предыдущие можно бесплатно скачать на Ridero.
Рассказы нового седьмого сезона смотрите на сайте «Классного журнала» в разделе «Читать как дышать».
«Классный журнал» – современный журнал полезных развлечений для детей 7-13 лет, который издательство «Открытые системы» выпускает с 1999 года. Каждый номер «Классного журнала» содержит самую актуальную информацию для детей, которые любят его за разнообразие жанров, тем и рубрик. Комиксы, квесты, анекдоты, страшилки, детективы, сканворды, тесты, эксперименты и даже новости для детей — все это есть в «Классном журнале»! Издание рассказывает об окружающем мире, взаимоотношениях, науке, путешествиях, о животных, природе, загадках нашего мира, публикует интересные истории и обзоры детской литературы, а также настольные игры, в которые можно играть всей семьей!
София Агачер – писатель, автор книги для семейного чтения «Рассказы о Ромке и его бабушке», романов «Твоими глазами», «Путешествие внутри себя», «Исцеление мира. Журнал Рыси и Нэта». Врач, живёт и работает в Москве и в Чикаго. Считает, что книга – это живое существо, а игра – один из основных способов общения взрослых и детей. По её мнению, конкурс коротких семейных рассказов «Мы и наши маленькие волшебники!» тоже может стать увлекательной игрой для всей семьи, поскольку вместе можно не только читать, но и сочинять, рисовать и фотографировать. Авторский сайт Софии Агачер: agacher.com
Фонд «Живая Книга» основан в декабре 2019 года. Основной целью фонда является популяризация семейного чтения через проведение различных конкурсов, театральных фестивалей, выступления писателей в библиотеках и издание книг для семейного чтения с последующим их распространением, в том числе и через библиотеки.
ЖУРНАЛЫ
Популярные материалы
Подписаться на новости
Подписываясь, я соглашаюсь и принимаю условия пользовательского соглашения и даю согласие на получение рекламных рассылок.