Как избежать стресса перед началом учебного года и к чему быть готовым учителю

Как избежать стресса перед началом учебного года и к чему быть готовым учителю

Образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» подвела итоги III Всероссийской онлайн-конференции «Августовка — 2022». В этом году в Августовке «Учи.ру» приняли участие 19 130 педагогов. На конференции поднимался ряд актуальных тем, среди которых: как работать по новому ФГОС, формировать у учеников мягкие навыки и оценивать их, проводить воспитательные занятия в классе и какие существуют формы наставничества.

Как избежать стресса перед началом учебного года и к чему быть готовым учителю

В первый день Августовки спикеры рассказали, что ждет учителей в новом учебном году. Педагогам важно помнить, что на них лежит ряд обязанностей. Это обучение детей по школьной программе, обеспечение безопасности учеников, развитие профессиональных компетенций и соблюдение основных норм и законов.

Относительно нового ФГОС учителю важно знать, что в новом стандарте появились списки обязательных предметов, новой учебной литературы, обновленный перечень исторические дат и формул, а также уменьшилось количество часов в самой образовательной программе. Эксперты считают, что знание и соблюдение нового стандарта способствует развитию профессионального профиля учителя, помогает лучше ориентироваться в образовательном процессе и понимать, как устроена система общего образования.

Другие профессиональные навыки, которыми следует обладать современному учителю: цифровые компетенции, навыки работы в команде и коммуникации, умение оценить знания ученика, построить для него индивидуальную траекторию развития и взаимодействовать с ним в партнерстве. Важным фактором здесь становится формирование открытых педагогических сообществ, благодаря которым педагоги могут узнать о лучших практиках работы в школе, найти поддержку и в конечном итоге овладеть новыми компетенциями.

Педагоги-практики сошлись во мнении о важности развития гибких навыков у школьников: критического мышления, навыка публичного выступления, цифровой грамотности, умения быть автономным и работать в команде. От того, насколько хорошо развиты эти компетенции у детей, будет зависеть их успешность в учебе и других сферах жизни. Проверить уровень развития гибких навыков у школьников учителя могут с помощью бесплатного инструмента на «Учи.ру» по диагностике функциональной грамотности.

Поскольку 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, этой теме отведен отдельный блок. Эксперты считают, что наставник в школе помогает молодым педагогам развивать его профессиональные компетенции, интегрироваться в сообщество педагогов. Ученикам он помогает достичь образовательных результатов, определить траекторию развития или, например, выбрать будущую профессию. Так как наставничество в школах зачастую не формализовано, возникают сложности с мотивацией учителей к этой деятельности.

Мария Чередилина, кандидат педагогических наук, гендиректор АНО «Мое будущее», считает, что нужно работать с теми педагогами, которые это желание проявляют. Пусть таких будет всего два или три учителя на всю школу. Важно помнить, что наставничество — добровольная деятельность и мотивировать наставников следует иначе. Например, предлагать для самых активных встречи с мэром и другие привилегии. Также в качестве наставников можно привлекать не только учителей, но и специалистов вузов и студентов.

Еще одной темой первого дня конференции стало проведение новых воспитательных занятий в школе. Главный редактор «Мела» Надежда Папудогло, заместитель директора, руководитель подразделения «Гимназия» Хорошколы Алексей Банев и заместитель исполнительного директора Российского движения школьников Геннадий Кириченко сошлись во мнении, что в основу воспитательного процесса включаются смыслы нравственности самой организации, которые она вывела для себя как основополагающие ценности школы. Когда педагогический коллектив сформулирует общие нравственные идеалы, который разделяет каждый, и определит порядок шагов по их достижению, тогда в образовательной организации станет возможным построение работающей воспитательной среды.

«Первый шаг к воспитанию нравственной личности начинается с честного обсуждения педагогическим коллективом ценностей школы и пересмотра привычных действий, которые принимались в воспитательном процессе, — говорит Алексей Банев, руководитель подразделения «Гимназия» Хорошколы, — Школе важно честно обсудить со всеми учителями, какие нравственные смыслы мы хотим донести до детей, определить общие ориентиры по их достижению и договориться, что вкладываем в понятие воспитание».

Второй день конференции был посвящен подготовке школьников к экзаменам ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Эксперты рассказали, как учитель может помочь ребенку избежать стресса во время учебного года, поделились эффективными методами запоминания информации и объяснили, с какой целью проводятся ВПР.

Помочь ребенку не испытывать страха перед экзаменами и во время учебного года можно с помощью ряда правил: не стоит усиливать панику ребенка перед предстоящими проверочными работами — поддерживайте его и верьте в его силы. Образовательные результаты учеников растут, когда есть вера со стороны взрослых в его способности.

Согласно ряду исследований, детям свойственно забывать за лето от 1 до 3 месяцев изученной информации. Чтобы этого не произошло, педагоги могут использовать метод многократного вовлекающего повторения — мнемотехники. В этот метод включено много разных техник: от запоминания правил по русскому языку через рифму в стихах и до кодирования дат исторических событий.

Учителям не стоит бояться ВПР и тем более пугать ими своих учеников. Ведь основная задача ВПР — проверка знаний школьников в текущий момент, поиск основных пробелов в знаниях и рекомендации по корректировке программы для закрепления недостающих знаний.

В начальной школе неуспешная сдача ВПР по математике чаще всего кроется в ряде факторов:

  • недостаточный уровень читательской грамотности;
  • низкий уровень логического мышления;
  • отсутствие умения работать с величинами;
  • психологический фактор.

Для того чтобы улучшить образовательные результаты школьников на ВПР следует:

  • провести анализ итогов экзамена всего класса;
  • включить элементы трудных для детей заданий в урок;
  • использовать больше упражнений с межпредметными связями — это работа с таблицами, задания на читательскую грамотность, анализ данных и построение фигур.

«Сегодня важно не только учить детей предметным знаниям, но и вовлекать учеников в образовательный процесс. Именно этого принципа придерживается платформа «Учи.ру». В наших курсах мы помогаем ребенку заинтересоваться предметом и не ругаем его за ошибки. Работая с детьми, важно учиться находить подход к ним и использовать их ошибки как опорные точки роста, а не как фактор их неудач», — делится Дарья Островская, руководитель проекта «Измерение знаний» образовательной онлайн-платформы «Учи.ру».

Эксперты «Учи.ру» представили на конференции новые курсы для учеников 5-11 классов по биологии, физике, истории, географии, обществознанию и литературе с подробными рекомендациями по их использованию на уроках и во время подготовки к экзаменам. Новый контент полностью соответствует ФГОС и ПООП, а также соотносится с УМК. Он разработан в помощь учителям-предметникам для вовлечения школьников в образовательный процесс и объяснения сложных тем, которые, порой, ученикам сложно понять, прочитав учебник.

Оксана Гречман, руководитель естественно-научного направления «Учи.ру» отмечает: «Каждый урок по биологии в курсе «Учи.ру» — это набор слайдов с интерактивными заданиями, в которых материал разбит на емкие тезисы и подкреплен современными и понятными ученику иллюстрациями».

«При создании курсов по литературе эксперты «Учи.ру» выяснили, что ученикам нравится узнавать интересные факты, которые связаны с произведением и его автором. Поэтому в курсе по литературе мы учли желания ребят — здесь учеников ведет по заданиям герой или автор произведения. Они знакомят школьников с кратким содержанием текстов, биографией писателей, терминами и интересными фактами. Мы старались визуализировать то, о чем рассказываем, и приводить понятные сравнения, близкие ребенку, чтобы вызвать у него интерес к предмету» — делится Константин Корнилов, старший методист гуманитарного направления «Учи.ру» для 5–11 классов.

Запись трансляции онлайн-конференции можно смотреть в личном кабинете учителя на «Учи.ру» в разделе «Вебинары».

Информационные партнеры: Сферум, Мел, Сноб, Педсовет, Пресса в образовании, детское федеральное издание «Классный журнал», Вести образования, Профобразование, Skillbox Media «Образование», VK Образование

 


Поделиться: