Финансовые привычки, которым стоит научить детей
Внутренняя, не поддающаяся контролю потребность ребенка, - обладать деньгами. Как правильно распоряжаться деньгами и не попасть впросак? Как грамотно использовать потенциал собственных накоплений? Об этом в программе «Классное детство» главному редактору «Классного журнала» Алексею Ходорычу рассказывала основатель Школы делового мышления «Кидстарт», выпускница Стэнфордского университета Елизавета Каширина.
Но из-за ограниченности времени в программе, не удалось обсудить все многочисленные аспекты данной темы. Мы обратились к Елизавете и она нам подготовила материал на эту тему.
***
«Интеллигентские» штампы засели в наших умах: платить по счету без оглядки, не поднимать монеты с пола. Люди с увлечением тратят, нехотя кладут на счет, с широтой души открывает другу последнюю кубышку. Исследования показывают: более 73% россиян не имеют накоплений. Эта привычка ушла в небытие в середине девяностых. Отсутствие финансовой грамотности сегодня порождает жертв потребительской культуры: за путешествия платим «потом», вместо «лесенки» вкладов - вереница кредитных карт.
Дети ценят деньги больше взрослых. Звон первых монет в копилке приоткрывает завесу тайны настоящей жизни. Стремление заработать, иметь собственный доход с энтузиазмом выражается в школьных играх: продажа жвачки и конфет, обмен наклейками, изобретение собственных товаров и сервисов.
Родители не желают обременять юных чад: платят по счетам, за игрушки и развлечения. Собственный неудачный опыт, отсутствие терпения, недостаточный доход - сомнения, не позволяющие копить. Дети, тем временем, не успевают насладиться силой денег сполна, хорошие привычки появляются слишком поздно.
Возможно ли начать копить в три года, а в семь уже иметь финансовую дисциплину? По данным исследователей Кембриджского университета, дети не только с увлечением копят, интересуются деньгами, но, копируя поведение родителей, ответственно подходят к управлению своими первыми финансами. Как грамотно сформировать финансовые привычки у детей?
Возраст 3-6 лет - время накоплений. Копилки-хрюшки, банки, конверты с коллажами из журналов, - игра воображения и польза в будущем.
Возраст 5-8 лет - время осваивать новые дела, придумывать собственные сервисы, получать плату.
Возраст 6-10 лет: тратим с умом, помогаем с семейными покупками.
Возраст 11-13 лет: считаем бюджет, правильно распределяем средства.
Возраст 13-15 лет - время вложений и инвестиций.
Правильные финансовые привычки сделают ребенка уверенным в себе, помогут принять грамотные решения в будущем.