Пять рассказов психолога из Сочи о своём детстве в маленьком шахтёрском городке
Сезон 25-26 годов Международного литературного конкурса коротких семейных рассказов «Мы и наши маленькие волшебники», который проводят «Классный журнал», писательница София Агачер и Фонд «Живая книга», продолжает Людмила Ивановна Павлюченко из г. Шахты Ростовской обл. Напоминаем, что мы ждём произведения и от детей, и от взрослых. Главное требование, чтобы рассказы были короткими и так или иначе связаны с семьёй или детством. Положение о конкурсе можно прочитать на taplink.cc/sofiaagacher.
Я ТАК НЕ ЛЮБЛЮ, КОГДА ХОЛОДНО...
Я так не люблю, когда холодно... И боюсь холодов. Но солнце бьёт прямо в окна, к обеду разгорается до +18 (зима в Сочи!), и я успокаиваюсь...
У нас с бабой было всегда холодно... Печка была одна в кухне, большая с конфорками, на которых готовили, и маленькая (печуркой называлась) в нашей большой комнате. Я помню, протапливали печурку только в лютые морозы, хотя не Север, ростовские мы, а бывало.
Топили углём, который бабушкина сестра тетя Маня собирала на терриконике, это такая гора из породы, которую насыпали, обогащая уголь. Там оставались кусочки угля, и местные их собирали. Как и многим жителям, имеющим отношение к шахте, нам положен был бесплатный паёк, и хватило бы на зиму, но мы его продавали... Со средней полосы приезжали полуторки с картошкой (баба говорила «розвенькая»), а распродав ее, шофёры бродили по улицам и, увидев кучу антрацита, кричали: «Покупаем уголь!».
Баба каждую осень говорила, что больше не будем продавать, но, услышав крики, выходила и продавала. Заворачивала деньги в носовой платок и, расстегивая блузку, прятала их на груди.
Вечером был богатый ужин: жаренный на сковороде нежный эскалопчик с вермишелью. Эскалопчик мне, а макароны с жирком бабушкам.
Потом я ложилась в ледяную постель и, через пару минут, перебегала в бабушкину: вдвоём теплее, а Клавдия Петровна моя храбрилась: ты в дедушку, он всегда мёрз, а вот я —никогда! Подтвердить сие было некому, дедушка погиб в 43...
Холодные ноги и руки остались у меня на всю жизнь, доча подарила мне электрическую грелку, и я стесняюсь сказать, что пользуюсь ею даже летом... И вот как привёл Господь меня в эти тёплые края? Изнежилась в любимом Сочи.
Ба, я согрелась...
БУКЕТ
Я всегда собираю букет на обочине... Бабушка очень любила цветы! Мы жили на окраине города, рядом с шахтой с чудесным названием «Нежданная». Рядом был парк с большим круглым цветником. Его можно было обойти вокруг, любуясь разноцветьем. В середине цветника стоял маленький кукольный домик, в котором отдыхала ухаживающая за цветами фея. Когда мы шли мимо, бабушка всегда громко кричала: «Здравствуй, Валечка (Ниночка, Верочка, Олечка)!». Та разгибала усталую спину и, волшебно появляясь среди соцветий, призывно махала рукой. Мы шли по тропинке, любуясь цветами, а тетя Валя (Нина, Вера, Оля) уже рвала для нас циннии и астры. Вот почему-то всегда именно их. Может, их было больше всего?
Дома бабушка помещала цветы в красивую пивную кружку с откидывающейся крышкой, очень красивую, невесть откуда взявшуюся в нашей простой комнате и ставила её на старый чёрный стол, покрытый белой ажурной скатертью. И тут же мыла пол! Посмотрит на букет и говорит сама себе: «Протру!». Влажный коричневый пол блестел, яркая кружка с цветами стояла на столе, и мы с бабой радовались: красиво!
Ба, где ты?...
КОНЁК-ГОРБУНОК
У нас были настенные часы с кукушкой... Кукушка выскакивала, когда хотела и куковала тоже, когда хотела. Часы откуда-то принесла бабушка и приладила их на стену. К ночи она придерживала маятник, чтоб остановить часы, а то заорёт неправильная кукушка среди ночи. А днем время от времени нужно было подтягивать гирьку на цепочке, чтоб часы не остановились. Я почему-то часы не любила. А любила читать!
Первая прочитанная мною книга — "Конёк Горбунок", горбунЁк — говорила бабушка.
Однажды, у одной девочки я увидела в руках роскошное издание этой сказки. Я просто глаз не могла отвести! Девочка была едва знакомой, но я осмелилась попросить почитать сказку. Девочка смотрела строго и гордо: «Только на один день!». «Да, да», — кивала я, на все согласная...
Была оттепель, тяжёлая шуба мешала мне идти. Я на ходу рассматривала книжку и упала в заполненный водой колодец (не было крышки-люка). Холодно не было, шубка спасала и в ледяной воде, но тянула вниз, став вдруг очень тяжёлой. Вцепившись в края ямы, я выбралась, но книжка была мокрой насквозь, как и я. Расплакавшись в голос, я поплелась домой.
Дома баба закутала меня в ватное одеяло, положила книжку на тёплую печку, и она высохла, но страницы некрасиво согнулись. Бабушка гладила их железным горячим утюжком, стоявшим на печке, но книжка все равно превратилась из новой в старую... Я ревела.
Бабушка говорила, что найдёт такую же и купит, а если девочка возьмёт деньгами, то, мол: «на, отнеси».
Девочка взяла и деньги, и книжку, и я опять ревела, потому что это казалось мне несправедливым. Девочку и книжку не было жалко, а себя очень...
Как говорит моя замечательная курская тётушка: «Баба Клава точно в раю», никогда ни на кого не повысила голос, прощала всех, а меня, наверно, сразу при рождении и за будущие провинности...
Любила она меня...
ЗОЯ
Зоя была моим ангелом... На самом деле она мне тетя, но старше всего на 13 лет, и я звала ее просто по имени. Я помню Зою лет с 4-х. В это время она уже училась на агронома в Персияновке. Институт представлял собой комплекс старинных корпусов, окружённых кустами сирени. Везде сирень! Разного цвета, с крупными гроздьями цветов, и вообще зелень, все ухожено, сразу видно на кого здесь учат. А аромат! Я почему-то и зимы там не помню... Все время сирень...
Собравшись к Зое с бабушкой, мы долго шли к станции, потом через длинный железнодорожный мост, я отставала, а баба не могла взять меня за руку: несла эмалированное ведро с пирожками.
Вот радость-то была, когда мы приезжали! В комнату к Зое то и дело забегал голодный институтский народ. Здоровались, меня чмокали, угощались пирожками...
Немного погостив, мы уезжали, а иногда Зоя оставляла меня ночевать. Вот была радость! Вечером мы шли на танцплощадку, лавочки вокруг и сирень! Боже, как она пахла! В те времена не было принято танцевать сам с собою и, когда Зою приглашали, я смотрела строго, и она танцевать не уходила.
Меня любили Зоины подруги, они тискали меня и таскали по комнатам. Тогда никто не боялся отпускать ребёнка, и ничего не случалось.
После окончания учёбы моя Зоя уехала по распределению в Курск, там вышла замуж и живет до сих пор...
После ее отъезда мы с бабушкой каждое лето ездили в город, который я полюбила на всю жизнь. Зоиных свекров (не очень разбираясь в родственных связях) я считала кровной роднёй. А они подтверждали это своим отношением ко мне многие годы.
Вспоминаю и думаю — счастливая я! Сколько людей меня любили в моей жизни!
ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЁМ...
Меня зовут Люся. Люсёк — звали меня бабушка, мама, тетя, дядя и вообще все родные и близкие. Маленькая я даже не понимала, что я Людмила. Имя было, короткое, ласковое, неоригинальное, так звали многих моих подружек, простых девчонок из бараков.
Лет в 7 я страстно захотела, чтобы меня звали как-нибудь по-другому! Марина, например, (их в моем окружении просто не было) или хотя бы Светлана (так я назвала единственную, очень красивую куклу, которая умела закрывать глаза). Она сидела возле белой подушки на кровати, и, чтобы взять её (не поиграть, а просто взять на руки) нужно было просить разрешение у бабушки.
Мне было 9, меня в очередной раз забрала к себе мама с отчимом в попытке «зажить как люди». Были куплены куклы и новые вещи. С куклами можно было играть когда захочешь, а красивые вещи носить по будням, не ожидая праздника.
На лето мама взяла меня с собой в пионерский лагерь, где работала заведующей производством на кухне. В отряде я находиться не любила, маме было некогда, поэтому бродила я бесцельно по территории. Однажды, подойдя к самому дальнему корпусу, я увидела чудо! Девочки в белых маечках и капроновых пачках летали по полянке! Я, постигающая гимнастику в простеньком спортзале средней школы, конечно, никогда не видела балет...Танцорки были почти взросленькие, лет 13 и прекрасные! Оторопев, я смотрела на танец этих юных фей и плакала... Ко мне подбежала самая красивая из них и спросила почему я плачу? А я застыла в удивлении, что эта белая фея говорит со мной и молчала. А она подала мне руку и произнесла: «Я ЛЮСЯ, мы из Москвы, приходи на концерт!».
Боже мой! Это неземное создание звали ЛЮСЯ! И с этим именем она была прекрасна!
Спасибо тебе, незнакомая Люся.
С этого дня я полюбила свое имя и люблю его до сих пор.
Об авторе: Павличенко Людмила Ивановна, пенсионерка, по первой специальности инженер-механик, по второй - психолог. Уроженка Ростовской области, до пенсии жила и работала в г. Ижевске, сейчас проживает в г. Сочи. Имеет двоих дочерей и двоих внуков. Любит писать не только прозу, но и стихи. Занимается йогой, волонтёр, занимается со сложными детьми.
О конкурсе и организаторах:
Положение о конкурсе «Мы и наши маленькие волшебники!» сезона 2025-26 годов, в котором могут принимать участие и взрослые и дети, а также порядок отправки работ на конкурс, смотрите на taplink.cc/sofiaagacher.
Рассказы финалистов сезонов 2018-2019 гг можно прочитать в отдельном сборнике рассказов «Дети и взрослые детям и взрослым» на Ridero.
Рассказы финалистов 2020 года смотрите в сборнике семейных рассказов «Когда я пишу» на платформе Ridero.
Лучшие работы финалистов сезонов 2021 года и 2021-22 годов вошли в сборник рассказов «О моей семье», который опубликован также на Ridero.
Рассказы сезона 2023-24 гг собраны в сборнике «Дневники памяти», который как и предыдущие можно бесплатно скачать на Ridero.
Рассказы нового седьмого сезона смотрите на сайте «Классного журнала» в разделе «Читать как дышать».
«Классный журнал» – современный журнал полезных развлечений для детей 7-13 лет, который издательство «Открытые системы» выпускает с 1999 года. Каждый номер «Классного журнала» содержит самую актуальную информацию для детей, которые любят его за разнообразие жанров, тем и рубрик. Комиксы, квесты, анекдоты, страшилки, детективы, сканворды, тесты, эксперименты и даже новости для детей — все это есть в «Классном журнале»! Издание рассказывает об окружающем мире, взаимоотношениях, науке, путешествиях, о животных, природе, загадках нашего мира, публикует интересные истории и обзоры детской литературы, а также настольные игры, в которые можно играть всей семьей!
София Агачер – писатель, автор книги для семейного чтения «Рассказы о Ромке и его бабушке», романов «Твоими глазами», «Путешествие внутри себя», «Исцеление мира. Журнал Рыси и Нэта». Врач, живёт и работает в Москве и в Чикаго. Считает, что книга – это живое существо, а игра – один из основных способов общения взрослых и детей. По её мнению, конкурс коротких семейных рассказов «Мы и наши маленькие волшебники!» тоже может стать увлекательной игрой для всей семьи, поскольку вместе можно не только читать, но и сочинять, рисовать и фотографировать. Авторский сайт Софии Агачер: agacher.com
Фонд «Живая Книга» основан в декабре 2019 года. Основной целью фонда является популяризация семейного чтения через проведение различных конкурсов, театральных фестивалей, выступления писателей в библиотеках и издание книг для семейного чтения с последующим их распространением, в том числе и через библиотеки.
ЖУРНАЛЫ
Популярные материалы
Подписаться на новости
Подписываясь, я соглашаюсь и принимаю условия пользовательского соглашения и даю согласие на получение рекламных рассылок.