Международный месячник школьных библиотек: навстречу школьным библиотекам нового времени!

Международный месячник школьных библиотек: навстречу школьным библиотекам нового времени!

Вот и завершился ежегодный международный месячник школьных библиотек, учрежденный в 2008 году Международной ассоциацией школьных библиотек (International Association of School Librarianship, IASL/ИАСЛ). По инициативе Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) с 2009 года в нашей стране проводится Российский месячник школьных библиотек, информационным партнёром которого является «Классный журнал». Тема международного месячника в этом году – «Чтение ради глобального мира и гармонии».

Международный месячник школьных библиотек: навстречу школьным библиотекам нового времени!

Школьные библиотекари, обладающие книжными сокровищами страны, привлекают юных читателей к чтению лучших книг, которые учат справедливости, состраданию, чести, достоинству, дружелюбию, любви к людям, душевной гармонии. Профессия школьного библиотекаря — профессия проводника в мире книг.

В России месячник был отмечен мероприятиями широких масштабов в республиках, краях и областях большой страны. Поддержка библиотек и школьных библиотек – вещь всегда совершенно необходимая. Нет правильного комплектования, нет правильной кадровой политики, нет правильной навигации детей в мире книг – и потеряны поколения. Школьная библиотека – единственная в своем роде, это обычно первая библиотека в жизни ребенка, и она действительно всегда рядом.

Деятельность школьных библиотек нацелена на воспитание в маленьком человеке эмоций высокого класса: способности к сопереживанию, состраданию, искренней любви и верной дружбе, помощи ближнему, то есть всего того, что мы называем альтруизмом. Эмоции низкого класса (радость от хорошей погоды, удовлетворения от вкусной пищи и подобное) заложены в нас на уровне инстинктов.

Президент Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) Татьяна Жукова и члены ассоциации – как организаторы и участники – в течение октября побывали в целом ряде городов России – на конференциях, семинарах, круглых столах, мастер-классах, модульных сессиях, где речь шла об удивительных проектах и удивительных подвижниках нашего дела, где чествовались наши лучшие специалисты, всегда скромно стоящие за нашими Учителями года и нашими юными Умниками и Умницами!

К наиболее крупным мероприятиям научно-практического характера, организованным РШБА совместно с региональными представительствами, можно отнести:

– конференция «Читающая Россия: воспитание патриотов, новые подходы, новые смыслы» (Екатеринбург);

– конференция «Миссия школьных информационно-библиотечных центров в обеспечении современного качества образования» (Челябинская область);

– конференция «Школьная библиотека как центр поддержки и развития детского и юношеского чтения» (Ленинградская область);

– форум «Будущее России: социальное партнерство в патриотическом воспитании» (Краснодарский край);

– научно-практические чтения им. Н.А. Рубакина (Курская область).

Цель проведения месячника – привлечение внимания широкой общественности к социальной значимости школьных библиотек, её ценности для образования и воспитания школьников.

И цель была достигнута. На мероприятиях месячника присутствовали министры образования регионов России, представители органов образования, других властных структур, представители СМИ, учителя, дети, родители. Теперь готовятся новые проекты в помощь школьным библиотекам и юным читателям.

Ключевым же мероприятием месячника стал общероссийский круглый стол «Читающая Россия: воспитание лидеров», проведенный совместно с Российской государственной библиотекой для молодежи при поддержке Минцифры. Среди выступающих были начальник отдела поддержки литературного процесса, книжных выставок и пропаганды чтения Минцифры России Александр Воропаев; профессор Института педагогики СПбГУ Татьяна Галактионова, учитель-просветитель года национальной премии «Знание», архитектор смыслов Алексей Ермолин, президент Русской школьной библиотечной ассоциации школьных библиотекарей русского мира Татьяна Жукова, профессор практики Московской школы управления «Сколково», эксперт Центра трансформации образования «Сколково» Павел Лукша, генеральный директор издательства «РИПОЛ-классик» Сергей Макаренков, главный научный сотрудник центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе Российской государственной библиотеки Юрий Столяров. На видео можно посмотреть запись меропрития.

Во многих республиках, краях и областях были отмечены заслуги лучших школьных библиотекарей страны и награждены благодарностями за существенный вклад в развитие школьных библиотек и детского чтения.

25 октября 2022 года информационно-познавательный телеканал «Москва-24» подготовил телепередачу, посвященную Международному дню (27 октября) школьных библиотек и российскому месячнику.

Отметим, что в настоящее время реализуется государственная Стратегия развития библиотечного дела на период до 2030 года. Документ направлен на комплексное развитие библиотечного дела страны в целях модернизации библиотек всех ведомств и видов. Особое внимание уделяется формированию гармонично развитой, духовно-нравственной и патриотичной личности юного поколения. При этом в документе отсутствуют конкретные мероприятия, направленные на решение глубинных проблем школьных библиотек, являющихся фундаментом всей библиотечной системы страны, без решения которых не будут эффективными меры по развитию всех остальных библиотек:

– проблем кадровых (снижение размера ставки специалистов при сохранении или увеличении фактической нагрузки; нестабильное штатное расписание; вымывание кадров, имеющих специальное профессиональное образование),

– проблем материально-технического оснащения;

– проблем, связанных с отсутствием стабильного обновления и пополнения основных фондов школьных библиотек.

Необходимо отметить, что главной проблемой в общественно-государственном регулировании сегодня является противоречие между полномочиями и ответственностью НКО. Пройденный ассоциацией путь – это путь НКО от эксперта к регулятору.

Сегодня в России очень пёстрая картина. Во многих регионах, с одной стороны, очень слабые библиотеки, с другой – уникальные школьные библиотеки, где их площадь – 500 кв.м. и 1000 кв. метров, и не 0,25 ставки, а 4 или 6 человек в штатном расписании, уникальные фонды и уникальные современные технологии. Конечно, это порой зависит не от денег, а от личности, которая умеет привлечь ресурсы для реализации своей идеи. Ассоциация поддерживает таких лидеров, настоящих пассионариев, которые своей энергией могут заразить и привлечь к теме школьных библиотек и чтения и ответственный социум, и государство.

При этом необходима целенаправленная работа государственных структур в деле материально-технического обеспечения школьных библиотек, финансирования правильного комплектования, кадровой подготовки.

По степени влияния на читающее будущее детей нашей библиотечной сети равных нет, так как наши специалисты работают не массово и кампаниями, а индивидуально и ежедневно, причем со всеми школьниками страны.

Российское сообщество школьных библиотекарей инициирует и развивает проекты «Читающая школа – читающая мама – читающая Россия», флагманский проект «Читающая Россия: воспитание лидеров», «Пять шагов к читающей школе: стратегия роста» «Обнимем ребенка с книгой» («Добру откроем сердце») и другие начинания и акции. При этом РШБА развивает собственные информационные ресурсы: сайт rusla.ru, журнал «Школьная библиотека» с приложениями и детский журнал «Читайка».

Смотрите также программу «Классного журнала» на канале «МедиаМетрикс» в которой Татьяна Жукова рассказала о новой роли школьной библиотеки в современной школе.


Поделиться: