Классному журналу 25 лет
Экранное время может быть совместным: как перестать ссориться из-за Интернета

Экранное время может быть совместным: как перестать ссориться из-за Интернета

Родители часто беспокоятся, что дети «всё время сидят в своих смартфонах». Но ведь и сами взрослые находятся в сети большую часть дня — часто потому, что этого требует работа. С началом пандемии дети стали больше времени проводить в Интернете, в том числе потому что произошёл вынужденный переход на дистанционное обучение. Как же перестать ссориться из-за Интернета и пользоваться им к взаимной пользе? Слово — Андрею Сиденко, руководителю направления «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в Интернете.

Экранное время может быть совместным: как перестать ссориться из-за Интернета

В настоящее время Интернет занимает значительную часть жизни человека и стал частью повседневной жизни. Для современных детей цифровые ресурсы — данность, а не ценность. Взрослым нужно принять это и помочь детям сделать их безопасным и полезным инструментом. Если процесс нельзя остановить, его нужно возглавить, а в случае Интернета — по крайней мере аккуратно контролировать (важно знать меру) и направлять. Во власти взрослых — влиять на объём экранного времени и предлагать альтернативные онлайн-активности.

Иногда родители раздражаются не только потому, что дети проводят чересчур много, с их точки зрения, времени в сети. Ещё одна причина, которую мамы с папами могут даже не осознавать, — ребенок сильно увлечён тем, в чём они не разбираются. Нас пугает непонятное. Поэтому нужно сделать его понятным: спросить, что именно ребёнок там смотрит, и, например, поучаствовать в настройке алгоритмов поиска. Ведь в том же TikTok можно найти большое количество познавательных и образовательных видео.

Поговорим о том, что же дети чаще всего ищут в сети, и попробуем развенчать некоторые мифы об онлайн-угрозах. Больше всего, по данным «Лаборатории Касперского», российских детей интересуют сайты, где можно скачать программы, фильмы или музыку, а также социальные сети. В 70% случаев они ищут мемы, видео и фото с пранками либо играют в видеоигры. В топе популярных — Minecraft, Gacha Life, Among Us. В 58% случаев общаются с друзьями, в 52% — смотрят фильмы и сериалы либо слушают музыку. Львиную долю занимает YouTube. Аккаунт на этом сайте, согласно опросу, есть у 45% детей, то есть почти у каждого второго. Чаще всего они ищут на нём музыку и геймерские влоги. Ещё очень востребованы видео формата Do It Yourself (Сделай сам). Дети ищут в сети инструкции, чтобы делать поделки, предметы декора и арт-объекты своими руками.

Выходит, что по большому счёту детям в сети нужно то же, что и многим взрослым: музыка, фильмы, сериалы, видео с мемами, блогеры. Значит, нужно искать точки соприкосновения — задавать вопросы, выслушивать ответы, рекомендовать, смотреть и слушать вместе.

Увлечение играми беспокоит родителей по двум основным причинам: они считают, что это приводит к росту агрессии и неумению общаться. Но научные исследования не подтверждают эти опасения. Так, по данным психологов из Норвежского университета естественных и технических наук, увлечённость играми может быть скорее следствием, а не причиной неумения вести себя с другими. А учёные из Университета Йорка обнаружили, что уровень агрессии испытуемых, которым предлагали «убивать» героев, выглядящих и ведущих себя как в жизни, никак не отличался от результатов людей, которые имели дело с менее реалистичным контентом.

Дети живут не в вакууме, им интересно, что происходит вокруг, и они пытаются во всём разобраться, в том числе с помощью сети. Например, когда пандемия пришла в Россию, был зафиксирован резкий всплеск интереса школьников к новостным ресурсам.

Что касается «залипания» в соцсетях, на самом деле желание родителей простое и понятное — чтобы ребёнок не проводил время бездумно и не скроллил ленту на автомате. Так помогите им в этом. Устраивайте семейные просмотры с последующим обсуждением — не обязательно фильмов, это могут быть научно-популярные передачи, YouTube-шоу на разные темы, интервью, даже стримы прохождения игр. В наше время в сети можно посмотреть много уникального, например посадку марсохода. Это можно сделать, например, еженедельной традицией — чтобы каждый член семьи по очереди выбирал то, что будете смотреть. Таким же образом можно устраивать танцевальные вечеринки под видеоклипы. Пусть взрослые и дети ставят музыку по очереди. Можно найти курсы (например рисования или создания мультфильмов), вместе осваивать разные программы, например для монтажа видео, вместе слушать аудиокниги и подкасты, а также играть в видеоигры. Научите детей пользоваться сайтами музеев, библиотек, лекториев, покажите, как совершать виртуальные экскурсии.

Многое из того, что интересно детям в Интернете, да и не только в нём, кажется взрослым ребячеством и легкомысленными увлечениями. Но, по данным ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), все активности, в которые ребёнок вовлекается в онлайне, даже те, которые кажутся сугубо развлекательными, играют важную роль в освоении им цифровых навыков. Детям по возрасту положено дурачиться, пробовать разное, менять увлечения.

Конечно, интересы взрослых далеко не всегда совпадают с интересами детей, но и взрослым не помешало бы развивать в себе любопытство и тягу к новому. В конечном счёте от этого выиграют обе стороны — ведь когда двум поколениям интересно разговаривать друг с другом, общаться им значительно легче. Обсуждайте с детьми, что они читают в Интернете, учите отличать фейковую информацию от достоверной, находить и сравнивать разные мнения по одному вопросу, подтверждение той или иной информации в разных источниках. Вы сильно поможете им, если научите пользоваться Интернетом безопасно и осмысленно, а не только будете напоминать, что уже пора отложить гаджет в сторону.


Поделиться: