Большое маленькое искусство

Если длинные книги никак не хотят дочитываться, а огромные картины пугают — не спеши вычёркивать себя из любителей искусства

Попробуй сменить масштаб и присмотреться к маленьким шедеврам. А мы поможем их разглядеть.

Большое маленькое искусство

Картина на макаронине.

Крошечные картины называют миниатюрами. Наши современники умеют рисовать их буквально на всём: на перьях птиц, на опавших листьях, на крыльях бабочек и даже на еде. Художник Месут Кул использует вместо холстов макаронины, семечки и орехи. А его коллега Чен Фонг Шен способен уместить любой портрет на одной рисинке. Миниатюры не всегда были настолько малы. Раньше ими считались любые картины меньше привычных (сейчас такие миниатюры тоже существуют). А первыми миниатюрами и вовсе были небольшие рисунки в древних рукописях и книгах.

крошечная книжка

Книжка-песчинка

Кстати о книгах. Они тоже бывают крохами, и речь не только о количестве текста. Скорее всего, тебе приходилось видеть книжки-малютки размером с пол-ладони. Такие книги появились сотни лет назад, в средние века. Одни из первых миниатюрных книг создавали монахи: они от руки выводили на тонком пергаменте молитвы и заповеди. С изобретением книгопечатания издавать мини-книги стало проще, а к восемнадцатому веку они и вовсе стали привычным сувениром. Современные мини-книги бывают невообразимо малы. Без микроскопа книжка «Маленький Тед из города Тёрнип» Малькольма Чаплина выглядит… песчинкой. А всё потому, что физики из университета имени Саймона Фрейзера «напечатали» эту книгу с помощью нанотехнологий: лучом микрочастиц вырезали буквы на очень маленьких табличках.

косомос

Космос внутри частицы

Нанотехнологии помогают людям изобретать самые маленькие материалы и устройства. Как видишь, это может быть полезно даже в создании книг. Но что ещё удивительнее, нанотехнологии вдохновили художников и учёных на новое направление в искусстве — нано-арт. Нанохудожники рисуют картины необычным способом. Дело в том, что внутри мельчайшей частички они видят огромный мир, похожий на инопланетный пейзаж. Одни художники считают своей миссией запечатлеть сложную картину внутри частицы. Другие дорисовывают микромиры или обрабатывают частицу так, чтобы под микроскопом она превратилась в произведение искусства. Так, например, делает художник Крис Орфеску.

исскуство

Непрочная красота

Поклонники миниатюрного творчества есть и среди скульпторов. Их произведения прекрасны в своей хрупкости: заставляют замереть и не дышать. Именно так, задержав дыхание, работает Уиллард Уиган. Мастер может превратить в скульптуру даже ворсинку. Уиллард создаёт свои работы под микроскопом и раскрашивает их не тонкой кистью, а самой обыкновенной ресницей. Произведения Далтона Гетти чуть больше и крепче скульптур Уигана: размером они с тоненький кончик карандаша. Собственно, и сделаны они из карандашного грифеля. Одна такая скульптура занимает у Гетти несколько месяцев. Столько же времени тратит на свои шедевры Стивен Бэкмен. Среди самых известных работ умельца — Биг Бен, Эйфелева башня и мост Золотые Ворота, сделанные каждый всего из одной зубочистки.

Да уж, создавать маленькое искусство совсем не легко! Крошечные шедевры не терпят спешки — художники трудятся над ними очень тщательно. И всё ради того, чтобы впечатлить притязательного зрителя. Как думаешь, у них получается?

Автор: Вика Малькова

 

Материал из «Классного журнала» №6 2025 года.

Ждем тебя в наших соцсетях!

Популярные материалы