Детские звёзды Альберта Иванова

Детские звёзды Альберта Иванова

В гостях у сказочника

Помните забавные мультики про хомяка Хому и его лучшего друга Суслика? А про Хитрую Ворону? А «Крылья, ноги и хвосты»?.. Общий тираж книг Альберта Анатольевича Иванова, который и создал этих сказочных и других, вполне реальных, персонажей, превысил пятнадцать миллионов экземпляров. Двадцать три книги сказок про Хому и Суслика, повести «Лилипут — сын великана», «Записки Звездочёта Сириуса», «Король дзюдо», «Обычные приключения Михаила Енохина», «Деревянный хлеб», «Летучий голландец, или Причуды водолаза Ураганова» и многочисленные сборники детских сказок хорошо известны юным читателям.  Его книги переведены на одиннадцать языков, а недавно сразу девять книг о Хоме и Суслике изданы в Китае!

В гостях у сказочникаВ гостях у сказочникаВ гостях у сказочника

(с) Союзмультфильм, ТО Экран 

Поклонник творчества Альберта Иванова, юнкор «Классного журнала» Вася Ходорыч побывал в гостях у знаменитого сказочника вместе со своим отцом, главным редактором журнала Алексеем Ходорычем, чтобы задать несколько вопросов от себя и читателей.

Рассказывает Вася.

— В гостях у Альберта Анатольевича я сразу будто попал в сказку — везде вокруг игрушки с героями его книг, картины сказочных городов на стенах...

В гостях у сказочника

— Рисовать я всегда любил, — улыбнулся сказочник. — Моя жена Галина мне и посоветовала: «А ты в свободное время картины рисуй!» Это и в главной работе помогает. Выводишь улочки, дома, а тем временем и что-то интересное для новой сказки придумываешь!

В гостях у сказочника

 

Сочинять Альберт Иванов начал ещё в пятом классе. Тогда они со школьным другом Юрой Воищевым не только читали книги запоем, но и сочиняли разные приключенческие истории. И даже соревновались, кто больше напишет за время каникул. Гораздо позже, в юности, они совместно, уже всерьёз, напишут и издадут четыре увлекательные, по-настоящему смешные, книги для детей. И одна из них — «Пираты неизвестного моря» — выйдет за рубежом, в Чехословакии.

— Моя бесконечная повесть, которую я писал в детстве, называлась «Тайна удивительной золотой пещеры», — вспоминает Альберт Иванов. — Рисовал в толстой, «общей» тетради картинки на разных страницах, а потом писал текст — от рисунка до рисунка. Рисунки как бы и составляли сюжет, составляли событийный ряд, пробуждали фантазию.

Неудивительно, что потом эти приключения снились по ночам.

— Бывало, во сне целый фильм по своей же истории посмотришь, иногда даже с новыми поворотами. Утром проснёшься — и только записывай, — смеется хозяин. — Правда, такое бывает только в детстве. Сейчас тоже иногда что-то придумывается во сне, но уже только в виде отдельных сценок и фраз. Кстати, мысли, которые приходят во сне, надо записывать, иначе потом не вспомнишь.

А вот на вопрос, над чем он сейчас работает, писатель ответил:

— Предпочитаю об этом никогда не говорить Убеждался не раз на практике. «Заболтаешь» придуманное, а потом так и не напишешь. Бросишь, так сказать, «на ходу».

Любопытно, что Альберт Иванов до сих пор, в старые времена, пишет не на компьютере и даже не на машинке, а от руки. Как в старые летописные времена. Хотя, жаль, что не гусиным пером.

Далее читайте развёрнутое интервью вперемежку с видео, сделанным на этой встрече. 

— Могли бы вы подробнее рассказать про ваши детские литературные соревнования с Юрием Воищевым?

— Надо сказать, что мы с моим другом Юрием Воищевым в детстве очень много читали. Любимые писатели — Александр Дюма, Майн Рид, Роберт Стивенсон, Фенимор Купер... Развивали такую скорость чтения, что по 100 страниц в час «проглатывали» легко. Ну и начали каждый своё писать. Причём соревновались в количестве написанных страниц придуманных каждым историй, непременно с приключениями. Бывало, возвращаемся с летних каникул. Ты, мол, сколько написал страниц? Почти 110? А я ровно 120!.. Как-то недавно начал перечитывать свою чудом сохранившуюся рукопись «Тайны удивительной золотой пещеры». Прочёл: «Он ударил его саблей в пузо», — сразу пришёл в ужас и бросил читать. А с Юрием мы уже через много лет стали соавторами, совместно написали и издали четыре книги — «Неудачники, или Как сломали забор», «Пираты неизвестного моря», «Крах Мишки Мухоркина» и «Потрясающие открытия Лешки Скворечникова». Потом я уехал из нашего Воронежа в Москву. Поступил во ВГИК на сценарный. Наши творческие пути с Юрием Воищевым разошлись. Он тоже стал писателем, членом Союза писателей СССР и выпустил несколько книг. Среди них особенно выделяется замечательная повесть «Я жду отца» о военном детстве.

— По вашим сценариям (некоторые в соавторстве) поставлено немало фильмов — «Лестница», «Свистать всех наверх!», «Семь стариков и одна девушка», «Три дня в Москве», «Поговорим, брат», «Раз на раз не приходится» и другие. А ещё больше вы сценариев к мультфильмам написали. Вам нравится быть сценаристом?

— Вполне. Я же в основном писал сценарии по своим произведениям.

— Читатели «Классного журнала» интересуются, почему вы начали писать именно для детей?

— Мне это больше нравилось. А может, потому, что здесь было больше свободы. Да и жизнь ребят мне казалась более интересной, яркой, чем у взрослых. Затем стал писать только сказки, в них можно сказать буквально обо всём.

— В ваших книгах прежде всего подкупает умение вести рассказ от лица ребенка и для ребёнка. Как вам удалось сохранить внутри себя это «детское» качество?

— Не знаю. Но раз я пишу для детей, значит, что-то есть и в моём характере. Ещё в детстве мне нравилось сочинять истории о вещах, подражая Андерсену. Некоторые потом были опубликованы — «Мудрое окно», «Гвоздь без шляпки», «Сапоги», «Приключения пули». Причем это не просто какие-то зарисовки, а сюжетные вещи. Мне кажется, свойство увидеть в каком-то предмете целую историю — тоже любопытная способность. Помню, как-то в Доме творчества в Переделкине заговорили о Чехове, который как-то сказал, что может написать рассказ ну хотя бы о чернильнице. Я нахально и заявил, что, мол, тоже могу придумать историю о любом предмете. Мне тут же в шутку дали задание написать о трёх случайно выбранных «персонажах» - пальме, фиалке и алое — к завтрашнему дню. Я и написал об этом — всерьёз, так появилась сказка «Королевская косточка».

— Современные дети читают не так много, как раньше. Что бы вы посоветовали им, а также их родителям?

— Надо вовремя дать им интересные книги, с раннего детства. Интересные, подчеркиваю, и захватывающие их воображение. Помнится, мама впервые мне дала в третьем классе «Человека-амфибию» Александра Беляева. В каком же я был восторге! После этого меня нельзя было оторвать от книг. Впрочем, такое у всех происходит по-разному.

— А вот герои ваших книг как живые! У них были какие-то прототипы?

— Однажды у Александра Дюма спросили, кто такой д'Артаньян? Дюма говорит: это, мол, я! И Портос, и Атос, и Арамис!.. Обычно мои герои — это собирательные персонажи, с помощью которых автор говорит как бы о себе в первую очередь.

— В книге «Король дзюдо» ваши герои занимаются дзюдо, но вы, как я слышал, этим видом борьбы никогда не занимались? А парусным спортом?

— И парусным спортом тоже, как герои книги «Обычные приключения Михаила Енохина». И на побережье моря не жил, только отдыхал. Но могу себе всё представить. Очень хорошо помню детство, драки, приключения, но многое в книгах придумал. «Толкучку» в «Короле дзюдо», например, взял из жизни. Но в целом сюжет возникает из-за соединения фантазии с реальностью. Вот я люблю рыбу ловить. Естественно, все у меня тоже нередко ловят рыбу.

— Но как именно вы сочиняете свои вещи?

— Бывает, словно бы кто-то диктует. Это, наверное, и есть вдохновение, когда сочиняешь быстрее, чем записываешь, нередко даже обрывки фраз, которые потом придётся восстанавливать. Я думаю, процесс сочинительства можно сравнить со своего рода антенной, которая ловит то, что витает в воздухе.

— А рецидивист Федотыч из «Короля дзюдо» — тоже придуманный персонаж?

— Пожалуй, нет. Помнится, особенно после войны таких федотычей было много. Был один такой у нас в Воронеже — по кличке Тэкс. Любопытный, между прочим, человек. Вербовал ребят, обучал, развивал, натаскивал, пристраивал в шайки.

— А какую бы единственную книгу вы взяли с собой на необитаемый остров?

— Ну, если на остров, то, вероятно, «Робинзона Крузо».

 

— Из ваших книг какая вам больше всего нравится?

— Мне, честно говоря, сказки про Хому особо нравятся. Тем более, что их больше трёхсот у каждой свой сюжет. А жене моей, Галине Валентиновне, больше всего по душе повесть «Старая немецкая сказка, или Игра в войну». А вот сыну мой Валентин предпочитает повесть-сказку «Бородачи, или Гром и молния». Как видите, даже в одной семье разные мнения.

В гостях у сказочника

— Как Хома и Суслик вообще появились?

— Нашёл я их не сразу, все животные для сказок уже были «разобраны», а мне было необходимо что-то своё, особенное. Перебирал, перебирал и выбрал. А может, это они меня выбрали — Хома и Суслик.

— Какое время жизни вам больше всего запомнилось?

— Послевоенное. В Кашире, Воронеже, в городке N в Германии, где прошло детство. Ловили рыбу, ходили в лес за орехами, играли на деньги «в пристеночку». Были и драки — двор на двор. И, разумеется, играли в войну.

— Какие у вас были увлечения?

— Как у многих — рыбалка, велосипед, коньки… А ещё охота на зайцев, на уток. Но животных мне давно уже давно жалко, не охочусь. Мне и рыбу-то жаль ловить. Видимо, и возраст влияет.

— Расскажите немного про Валерия Медведева – автора «Капитан Соври-Голова», «Баранкин, будь человеком!» и вашего соавтора по сценарию фильма «Свистать всех наверх!».

— Нас познакомил кинорежиссер Исаак Магитон. Потом часто встречались, даже сценарий по повести «Баранкин, будь человеком!» написали. Всем он нравился, но так и не был экранизирован. Думаю, трудно его в те годы было снимать, много надо спецэффектов. А вот сейчас технология и оборудование позволяют.

— Кстати, а почему «Короля дзюдо» никто не экранизировал? Отличная же история! Школьники организуют секцию дзюдо, борются с ворьём.

— Почему не экранизирована? Да множество причин. Думаю, просто не нашлось заинтересованного режиссера. Возможно, время для экранизации «Короля дзюдо» ещё придёт.

— В повести «Билет туда и обратно» герою предстоит работать корреспондентом в Алжире. А вы никогда корреспондентом не работали?

— Я сотрудничал с городскими газетами, когда учился на филфаке Воронежского университета. Репортажи, интервью, на многих заводах перебывал, было интересно. Почему-то невольно вспоминается случай на каком-то винкомбинате: там вино текло по двору по цементным желобкам, накрытым прозрачным пластиком. И кое-где в нём были проломы. А возле них — не шучу — вповалку лежали пьяные птицы: воробьи, голуби, вороны…

— Когда вам лучше работается: зимой, летом?

— Лучше осенью и зимой. И весной до мая. А летом многое отвлекает. Разные поездки, рыбалка... Да и жара мешает. Но, в принципе, всегда хорошо работается, если есть настрой. Вдохновение зачастую приходит во время работы. Как говорится, под лежачий камень вода не течет.

— Поясните, почему вы не пользуетесь хотя бы печатной машинкой?

— Хочу писать от руки, как в старину, — Альберт Анатольевич смеется. — А если серьёзно, мне кажется это важно, что слово следует за рукой. Приобретает дополнительный смысл.

В гостях у сказочника

— А как вы относитесь к общению в социальных сетях?

— Никак. Не умею, да и не хочу.

— Спасибо вам огромное за ваш интересный рассказ.

— Вам спасибо за внимание! Надеюсь, ваши читатели извлекут что-то любопытное для себя из нашего разговора!

В гостях у сказочника

Авторы пяти лучших вопросов к Альберту Анатольевичу — Коля, Миша и Люба Юшко, Максим Горбачёв, Вероника, Ира и Саша Аксененко, Артём Медков и Валерия Карпова получают от издательства ЭКСМО книги Альберта Иванова «Весь мир — моя нора», «Озорные друзья Хома и Суслик», «Приключения Хомы и Суслика» и «Сказки о Хоме и Суслике».

В гостях у сказочника

Библиография

Книги:

1962г. — «Неудачники, или Как сломали забор» (повесть написана совместно с Ю. Воищевым);

1964г. — «Пираты неизвестного моря» (повесть написана совместно с Ю. Воищевым);

1965г. — Потрясающие открытия Лёшки Скворечникова (повесть написана совместно с Ю. Воищевым);

1966г. — «Бородачи, или Гром и молния» (повесть-сказка);

1968г. — «Крах Мишки Мухоркина» (повесть совместно с Ю. Воищевым);

1973г.- «Свистать всех наверх!» (повесть);

1975г.- «Приключения Хомы» (сказки);

1976г. — «Билет туда и обратно» (повести и рассказы);

1980г. — «Король дзюдо»;

1985г. — «Настойчивая погода» (повести и рассказы);

1988г. — «Февраль — дорожки кривые» (повести);

1988г. — «Обычные приключения Михаила Енохина»;

1991г. — «Записки звездочета Сириуса» (повесть-сказка);

1993г. — «Весь мир — моя нора» (сказки);

1993г. — «Лилипут — сын великана» (повесть — сказка);

1993г. — «Летучий голландец, или Причуды водолаза Ураганова» (рассказы и повесть);

1995г. — «Крылья, ноги и хвосты» (сказки);

1994 — 1998гг. — Семь книг сказок про Хому и Суслика;

1999г. — «Приключения Хомы» (сказки);

1999г. — «Сказки о Хоме и Суслике»;

2002г. — Четыре книги сказок про Хому и Суслика;

2004г. — Сборник «500 золотых страниц» (в нем — 38 сказок про Хому);

2007г. — «Старая немецкая сказка, или Игра в войну» (повести и рассказы);

2007г. — «Сказки о Хоме и Суслике»;

2007г. — «Все о Хоме и Суслике», книга первая;

2008г. — «Все о Хоме и Суслике», книга вторая;

Сценарии:

1987г. – «Раз на раз не приходится»;

1983г. – «Дело за тобой»;

1983г. – «Обман»;

1978г. – «Поговорим, брат...»;

1974г. – «Три дня в Москве»;

1970г. – «Свистать всех наверх!»;

1968г. – «Семь стариков и одна девушка».

1962г. — «Лестница», гран-при в Монте-Карло.

В гостях у сказочника


Поделиться: